Детей отдают в детский сад для того, чтобы они учились находить общий язык со сверстниками, что очень важно для социального развития ребёнка. Дети именно в детском саду получают первый опыт разделения игрушек, распределения обязанностей, совместных занятий, где учитываются интересы не одного ребёнка, а всей группы. Ребёнок учится находить подход к другим детям, договариваться, уметь сотрудничать со сверстниками.
Иногда дети, попадая в детский сад, чувствуют определенный дискомфорт из-за того, что у них это не получается. И здесь, самое время вступить в бой родителям. Только не думайте, что это значит пойти в детский сад и отругать всех ребятишек за то, что они не дружат с вашим чадом. Есть более действенные и безобидные пути решения проблемы.
Решение проблемы, с учетом психологии и индивидуальных особенностей ребёнка
Шаг 1: займитесь сбором информации
Для начала поговорите со своим ребёнком, внимательно выслушивая его не перебивая и не критикуя. По правилам психологии, делать это нужно в тихой семейной обстановке, без лишних глаз. Расспросите о детях в группе, как они себя ведут, что ему нравится в саду, что нет, с кем бы ему хотелось дружить? Учтите особенности ребёнка, как он позиционирует себя в группе, как к нему относятся другие ребята, в чем он видит причину сложившейся ситуации?
Поговорите с воспитателем. Воспитатель видит всю ситуацию изнутри. Узнайте, как ведет себя ваш ребёнок в коллективе. Расспросите больше о том, чем дети сейчас занимаются в группе, чем интересуются? Это вам сможет помочь в дальнейших действиях. Расспросите у других мам, не было ли у них похожих проблем.
Шаг 2: проанализируйте домашнюю обстановку
Вспомните, как давно были у вас в гостях друзья. Видит ли ребёнок, как вы общаетесь с ними? Социальное развитие ребёнка значительно ускоряется, когда он имеет наглядный пример, тем более, если примером служат любимые мама и папа, которым он доверяет. Пусть ребёнок наблюдает за тем, как вы общаетесь в дружеском кругу, видит, как вам это нравится, что это хорошо. Не спешите его сразу же отправлять в детскую комнату.
Шаг 3: ролевые игры
Разыграйте с ребёнком в игровой манере ситуацию, в которой он оказался. Разрешите ему самому выбрать роль, а вы в это время на личном примере покажите как лучше повести себя в той или иной ситуации. Сочините вместе сказку о пользе дружбы, например, об одиноком ежике, которому было очень грустно, но все изменилось, как только он приветливо заговорил со щенком и они стали дружить.
Шаг 4: займитесь развитием базовых навыков дружбы
Присмотритесь, достаточно ли развит у малыша разговорный навык. Возможно, из-за этого происходит недопонимание со сверстниками. Обратитесь к логопеду, проводите разговорные упражнения дома.
Покажите ребёнку пример межличностного общения. Берите его с собой везде. Пусть слышит ваши разговоры на остановке, в магазине, очереди, со знакомыми и чужими людьми. Чем больше у малыша будет контактов с незнакомцами, тем лучше и увереннее он будет чувствовать себя в незнакомом обществе. Конечно, старательно контролируйте качество этих бесед, чтобы оставались только полезные результаты, а такое социальное развитие ребёнка не оставляло неприятных впечатлений.
Научите ребёнка, что испытывать эмоции присуще всем людям, но их нужно контролировать. Объясните, что неприятно, когда на вас кричат, общайтесь дома сдержано, не повышайте голос.
Шаг 5: подтолкните детей друг к другу
Придумайте и обсудите с другими мамами развлекательное мероприятие. Психологические особенности ребёнка в этом возрасте располагают к тому, что на таких праздниках они становятся ближе и дружнее. Чаще зовите детей из группы к себе в гости.
Советы для облегчения процесса социального развития ребёнка
- Развивайте в ребёнке уверенность. Для этого необходимо прислушиваться к мнению малыша, советоваться с ним, показывать ему его значимость и, конечно же, любить и поддерживать во всех начинаниях.
- Покажите, как нужно правильно знакомиться. Научите ребёнка некоторым простым фразам, которые помогут ему начать общение с незнакомыми детьми, практикуйте знания на детских площадках.
- Научите ребёнка пониманию. Разбирайте дома вместе ситуации, которые случились в течение дня. Как вели себя дети в коллективе, почему они так поступали, что послужило причиной того или иного поведения.
- Научите делиться. Дети часто привыкают, что дома игрушки принадлежат лишь им одним, в саду из-за этого часто возникают проблемы. Учите малыша договариваться и считаться с желаниями других.
- Расскажите ребёнку о волшебном действии улыбки. Если любой человек улыбается, он выглядит намного привлекательнее злого или угрюмого, к нему потянется больше людей.
Помогите лично найти детям общий язык
- Найдите друга по соседству. Моральные особенности ребёнка в этом возрасте требуют наличия партнера по играм и развлечениям. Детям в этом возрасте становится недостаточно внимания одних родителей.
- Помогайте ребёнку в игре с другими детьми, выступайте на правах участника, если что-то разладилось, или пошло не так. Помогайте советом, но не переусердствуйте. Если перетащить одеяло на себя, взять в руки всю инициативу, дети быстро заскучают, потеряют интерес.
- Чаще оставайтесь с ребёнком один на один, так, чтобы вам ничего не мешало. Беседуйте на различные темы, придумывайте свои истории, сказки, главными героями которых будете вы сами, его друзья. Пусть эти сказки имеют поучительный смысл.
- Научите ребёнка фантазировать, самому придумывать игру, в которую ему бы хотелось поиграть, доступно объяснять ее правила.
- Научите малыша отстаивать свое мнение, не кулаками и криком, а в спокойной аргументированной беседе.
- Относитесь приветливо к новым знакомствам малыша, хвалите его. Зовите его друзей в гости, организовывайте совместные прогулки и чаепития.
- Не ругайте ребёнка за то, что он хочет остаться с вами, а не идти играть в незнакомую компанию. Пойдите туда играть вместе с ним, а когда он увлечется, незаметно отойдите в сторону.