Ребёнок с самого рождения является отдельной личностью. Уже, будучи младенцем, он обладает характером и особенностями поведения. Это значит, что в нем есть индивидуальность, которая отличает его от других детей и самостоятельность, которая будет помогать ему расти. Для чего она нужна?
Каждый человек на протяжении жизни множество раз делает выбор, принимает решения, преодолевает проблемы и кризисные ситуации. Помощниками в этом ему служат сила воли, ум, опыт и самостоятельность. Именно она позволяет отличать свои цели и ценности от чужих, разбираться в том, что хорошо, а что плохо, понимать потребности и действовать, опираясь на свой жизненный опыт.
Отсутствие самостоятельности в суждениях и поступках, ограничивает человека в возможности делать выбор. Он лишается возможности руководить своей жизнью и не имеет возможности решать, что для него лучше. Не самостоятельные люди не берут ответственность за свою жизнь — ею руководят другие. В результате этого они не могут быть счастливы и довольны по-настоящему, ведь у них нет возможности выбирать и делать то, что они хотят.
По этим причинам важно поддерживать и развивать самостоятельность в ребёнке с того момента, как он начинает стремиться к ней. Бывает так, что родители ругают детей за какие-то поступки и неправильное поведение. Им нужно знать, что иногда неправильное на их взгляд поведение, является предпосылкой к освоению самостоятельности и, вместо того, чтобы ругать детей, наказывать или перевоспитывать их, нужно оказать им поддержку.
Что не должны делать родители, чтобы не мешать ребёнку осваивать самостоятельность, можно узнать из этой статьи.
Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам
Дети растут быстро, развиваются с каждым днем, преодолевая один возрастной этап за другим. На каждом из них ребёнок сталкивается с освоением новых умений. Сначала он учится сидеть, ползать и ходить, манипулировать с игрушками. Позже — одеваться и раздеваться, справляться с пуговицами и шнурками. Чем старше малыш, тем больше навыков он приобретает, при условии, что взрослые дают ему возможность это делать.
Что это значит? Прежде всего, нужно внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы понимать, какую сферу деятельности он сейчас осваивает. Не мешайте ему самостоятельно справляться с одеждой, если он только учится это делать. Мешать — это делать за него, торопить, критиковать.
Дети в дошкольном возрасте могут сами научиться кататься на качелях — поэтому взрослые могут не раскачивать их каждый раз. Предоставьте им свободу действий и у них будут дополнительные шансы понять, что они способны на большее.
Дети могут не справляться с обучением. Причин для этого несколько: лень, не понимание материала, желание заниматься другим делом, отсутствие интереса. Не мешать ребёнку быть самостоятельным и способным — это не делать за него уроки. Родители должны устранить причину нежелания учиться и помочь ему самостоятельно освоить материал и выполнить домашнее задание. Помочь, а не сделать за него. Принципа невмешательства следует придерживаться на всех возрастных этапах развития.
Не решать проблемы детей, если они могут с ними справиться
Быть самостоятельным — это не только уметь обслуживать себя в бытовом плане — убирать игрушки, свою комнату, заправлять кровать, поддерживать чистоту тела, питаться, учиться — но и строить эффективные отношения со сверстниками. Ребёнок, также, как и большинство взрослых, может иметь проблемы межличностного характера. Это: конфликты, ссоры, споры, недоразумения, ревность, привязанность и так далее.
За помощью он часто идет к родителям. Взрослые привыкли советовать, подсказывать, оказывать другую посильную помощь детям, когда они о ней просят. С одной стороны, это является проявлением любви и заботы, но с другой лишает ребёнка подумать и решить, чем он может помочь себе сам, чтобы справиться с трудной жизненной задачей.
Для развития самостоятельности мышления детей, родителям стоит поменять тактику. Внимательно выслушав ребёнка, не спешите говорить, что ему нужно сделать. Спросите, как бы он сам хотел поступить? Какой результат желает получить? Что он готов предпринять для этого? Если ребёнок говорит «не знаю», то можно спросить, какой помощи он ждет от взрослых.
Такой подход поможет ему мыслить обособленно, невзирая на оценку родителей со стороны, а опираясь на свои желания и опыт. Это будет способствовать развитию и закреплению самостоятельного мышления, а затем и поведения. Не бойтесь, что, приняв решение, он ошибется — осознав свою долю ответственности, он сможет исправить ошибку. А лучшее, что могут сделать родители — это поддерживать и верить.
Не отвечать за детей
Бывает так, что когда ребёнку задают вопрос, взрослые отвечают за него. Это может происходить в детском саду, на тестировании, в гостях, у врача. Поступая так, родители транслируют ему, что он не самостоятельный. Если делать это постоянно, то ребёнок привыкнет молчать. Чью тогда жизнь он проживет, когда вырастет и будет ли самостоятельным — вопрос под сомнением.
Не мешать ему стать независимым, сильным и свободным от влияния других — это не мешать иметь свое мнение, думать и действовать самостоятельно, и не отвечать за него, когда ему задают вопрос.
Не переубеждать ребёнка
Если дети что-то хотят, а родители понимают, что эта вещь является бесполезной или ненужной, они стараются отговорить ребёнка от покупки. Это приучает детей думать, что кто-то другой — сначала родители, потом муж или жена, начальник, друзья — знает лучше, что им нужно.
Стоит отказаться от такой позиции — показывать ребёнку, что лучше для него. Не переубеждайте его, а позвольте сделать выбор самостоятельно. Если он ошибется, то в следующий раз будет думать и действовать намного внимательней и осторожней. Личный опыт — это самый лучший учитель, особенно в тех вопросах, которые зависят от независимого принятия решений.
Родителям на заметку
Как родители могут помочь ребёнку стать более самостоятельным.
- Позвольте детям самим выбирать себе друзей.
- Чаще спрашивайте его мнение.
- Подсказывайте и направляйте, но право принимать решение оставляйте за ребёнком.
- Будьте самостоятельны сами.
- Уважайте его мнение.
- Хвалите за инициативу.