Дети в семье полностью зависимы от родителей. Эта зависимость длится до того момента, пока младшие члены семьи не становятся полностью самостоятельными. Зависимости подвергается почти каждая часть детской жизни — питание, сон, детские игры, прогулки во дворе с друзьями, выбор одежды и просмотр мультфильмов, пребывание в школе, личные предпочтения, желания и потребности.
Чем младше дети, тем чаще взрослые решают, что хорошо для них, а что нет, полезно или вредно, необходимо или не нужно. Так ребёнок оказывается в крепких и надежных руках взрослых людей, которые заботятся о нем, поддерживают, дают знания, любят и воспитывают.
Воспитание — сложный процесс. Чтобы вырастить полноценно развитую личность, нужно учитывать множество факторов. Среди них: учет индивидуальных и физических особенностей, настроение и условия развития, темперамент, жизненные обстоятельства, стрессоустойчивость и работоспособность. Если не соблюдать их, то дети могут получить стресс, замкнуться, переживать обиды, чувство брошенности и одиночества, стать агрессивными, иметь нарушения поведения и многие другие проявления в психике и характере, которые могут поддаваться, а могут и не поддаваться психологической коррекции.
Среди обязательных методов воспитательного процесса, одним из важных выступает наказание. Вряд ли найдется ребёнок, который никогда не подвергался ему. Наказание бывает разное и в каждой семье оно свое. То, как взрослые привыкли наказывать детей, зависит от привычек семьи, правил и требований, стиля воспитания и того, какому наказанию в детстве подвергались сами родители.
Этот метод воспитания должен быть правильным, мудрым и осторожным, потому что он не может не вызывать отрицательных эмоций у ребёнка.
В некоторых семьях дети стремятся избежать его, если оно является слишком строгим, затрагивает жизненно важные интересы или меняет привычный уклад жизни. С другой стороны, наказание может быть полезно, потому что приучает чувствовать и соблюдать границы — вести себя подобающим образом, соблюдать приличия, сохранять свою безопасность, стремиться улучшать характер. Методы наказания, отрицательным образом отражающиеся на психическом процессе и не являющиеся эффективными, описаны в этой статье.
Родителям нельзя бросать ребёнка
Чем младше дети, тем больше в них проявляется потребность быть нужным и любимым. Когда мама и папа рядом, они чувствуют себя спокойно, уверенно и безопасно. Родители для маленького ребёнка — это целый мир и поэтому, когда он оказывается в ситуации, где оказывается брошенным ими, то может получить эмоциональную травму.
Взрослые могут «бросить» ребёнка в магазине или на уличной площадке, если он капризничает и отказывается идти домой. Часто это сопровождается словами «я пошла, а ты оставайся» или «я ухожу, а тебя дядя заберет». Если наблюдать за такими ситуациями, то станет видно, что первая реакция детей — это громкий крик, плач и состояние страха.
Ребёнок раннего возраста и младше не способен уловить в голосе взрослых шутку, сарказм или желание проучить его — он воспринимает все сказанное всерьез. Легко представить, как ему может быть страшно, если единственные люди в мире, от которых зависит его жизнь и безопасность, уходят и бросают его одного.
Нельзя таким образом наказывать маленьких детей — гораздо эффективней будет отвлечь малыша, заинтересовать интересным предметом, увлечь, уговорить или просто унести домой на руках. Даже маленький ребёнок скорее поймет строгие наставления больше так не делать, чем эксперименты с уходом, которые ничего, кроме страха, принести не способны.
Нельзя оставлять детей без внимания
«Ты провинился, поэтому я не буду с тобой разговаривать» — могут говорить взрослые и замолкают. Хуже этого может быть только прямое заявление о том, что ребёнка больше не будут любить. Что значит, для него остаться без любви? Это страшное понимание того, что единственные люди в мире, от которых ты зависишь, отказываются от тебя. Мир для детей в этот момент рушится.
Этот метод наказания основан на манипуляциях. Часто взрослые наказывают так детей бессознательно, скорее всего, потому что с ними в детстве поступали аналогичным образом. В таком случае, им стоит вспомнить, какие чувства они при этом испытывали, чтобы понять неэффективность и жестокость данного способа воздействия.
У этого метода есть несколько негативных сторон. Первая — это то, что родители не искренни и, не смотря на угрозу «не любить», они продолжают это делать, и ребёнок, подрастая, быстро это заметит. Поэтому скоро он перестанет обращать внимание на подобные родительские фразы, зная, что они ничем для него не опасны — наказание оказалось не эффективным.
Вторая — это приучение детей к тому, что любовь основывается на соблюдении внешних условий — пока ты хороший, я тебя люблю, когда ошибаешься — нет. Такая любовь не имеет ценности, и дети учатся любить точно также.
Стоит вообще отказаться от такого метода наказания, как манипулирование чувствами. Ребёнку можно показать, что мама огорчена или расстроена, однако, она продолжает с ним общаться и уж точно не разлюбила.
Нельзя наказывать детей учебой
Привычка родителей сажать детей за уроки, когда они совершили провинность, может привести к нежелательным последствиям, таким, как ненависть к учебе.
Обучение детей, их уровень развития и способности не должны быть связаны с ошибками в поведении. Воспитательные беседы нужно проводить на тему проступка — уроки здесь совершенно не при чем.
Не стоит лишать ребёнка творчества
Иногда родители наказывают ребёнка тем, что лишают его возможности заниматься любимым делом. Эффективность такого метода является спорным. С одной стороны, ребёнок, если он провинился, лишен права заниматься любимым занятием — играть в футбол, рисовать, лепить, клеить, мастерить. Он, казалось бы, расстроившись, должен понять, к каким печальным последствиям может привести его нежелательное поведение и больше так не делать.
С другой стороны, родители должны понимать, что лишать детей творить — это значит забрать у них частичку радости, возможность развиваться и проявлять талант.
Эффективность и методы наказания во многом зависят от авторитета родителей, их строгости и умения держать слово. Самые безопасные методы наказания — это лишение сладостей, запланированных походов в кино, парк и кафе. Самые эффективные — предоставление ребёнку возможности самостоятельно исправлять совершенный проступок. Личный опыт — лучший учитель и помощник там, где ребёнок учится отделять хорошее от плохого и позволительное от непозволительного.