Дети любят сладкое, это общеизвестный факт. Более того, предпочтение во вкусах у ребёнка врожденное, грудное молоко сладкое, и это помогает малышу выбирать правильное питание. Но с возрастом диапазон вкусов расширяется, а вот насколько ребёнок будет тянуться к вазе с конфетами, зависит от поведения взрослых. Нередко отказ в сладостях приводит к конфликтам и истерикам, и родители уступают. Однако сладости — это не просто фактор нарушений пищеварения и кариеса, это — провокатор сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения.
Небольшое количество сладостей в рационе вполне приемлемо, но норма для детей — не больше 25 г сахара (6 чайных ложек) в сутки. Причем сюда входит весь сахар, глюкоза и подсластители из пищи. А большинство детей получает в день в 2-3 раза больше нормы, и развивается зависимость от быстрых углеводов. Как помочь ребёнку выйти из сахарной зависимости без ущерба для себя и родных? Предлагаем 6 простых шагов в борьбе с избытком сладостей.
Правила устанавливают родители
Да, это не самая приятная часть родительства, но правила в доме устанавливают именно взрослые. И задача родителей — сформировать здоровый рацион и режим питания ребёнка. Речь не о строгих и нерушимых правилах, питание должно быть вариабельным, а резкие запреты и ограничения только подогреют детские протесты и борьбу за сладости.
Как правильно? Родители, и только они устанавливают нормы. Например, одна сладость в день или четыре в неделю. А когда съесть эту конфету или печенье, купить мороженое, может решать сам ребёнок. Если сладостей немного, то даже съеденное перед обедом мини-пирожное не испортит аппетит здоровому ребёнку. А выбирая время удовольствия самостоятельно, дети получают частичный контроль над ситуацией и легче соглашаются на общие правила.
Вся еда в доме должна соответствовать нормам детского питания
Если на полках и в буфете в изобилии хранятся конфеты и печенье, неудивительно, что дети не смогут устоять перед соблазном. Вместо провокационных сладостей надо наполнить шкаф полезными продуктами, которые можно использовать как перекус. Например, овощами, фруктами и сухофруктами, йогуртами, орехами, смесью злаков (гранолой). Если в питании ребёнка есть сладости «по расписанию», надо обратить внимание на содержание сахара в составе: некоторые конфеты, пирожные и печенье могут содержать огромное количество сахаров даже в пересчете на взрослую норму. Понятно, что такие продукты можно есть только в особых случаях, а в домашней кладовке им не место.
Еще один плюс ситуации, когда в доме не хранятся сладости, — родители будут следовать тем же правилам, которые требуют от ребёнка. Вариант, при котором сладкое запрещено только маленьким, а взрослые могут его поглощать без ограничений, не работает. Как бы скрытно не пытались члены семьи лакомиться шоколадом, тайное станет явным, и вся работа над оздоровлением детского рациона питания пойдет насмарку. Также, как и детское доверие к родным.
Сладость — не награда для ребёнка
Это самая распространенная ошибка родителей и взрослых в целом — традиция давать сладости в качестве вознаграждения. «Ты вел себя хорошо? Вот тебе конфетка.» Такой подход вырабатывает эмоциональное отношение к сладостям как к призу или к способу избавиться от грусти. В итоге дети вырастают с убеждением, что сладкое — это не просто еда, а возможность помочь себе при плохом настроении. А это прямой путь к расстройству пищевого поведения, которым сегодня страдают не только взрослые, но и дети.
Вместо сладостей поощрением должно быть внимание: похвала, поцелуи, объятия, совместные игры. Можно использовать вариант с маленькими призами — наклейками, мини-игрушками.
Отвлечение и развлечение
Нередко дети просят сладенькое, когда им просто скучно и нечем себя занять. Вместо того, чтобы уступить и дать конфету, стоит отвлечь ребёнка и уделить внимание. Можно предложить почитать, решить головоломку, вспомнить скороговорки, спеть вместе песенку, посмотреть в окно. Тяга к сладостям в моменты скуки быстро проходит, так как ребёнок не испытывает голода, а просто скучает и не знает, чтобы ему сделать.
Сладкое — это просто еда
Еще одна ошибка взрослых — выделять сладости как вкусную еду в противовес обычной. «Съешь суп, а то не дам конфету» на самом деле означает, что суп есть приходится, хотя он и невкусный (на самом деле он может быть вполне вкусным). А за съеденный обед будет награда в виде вкусной, приятной, сладкой конфеты. Это неправильный подход.
Вся еда, и сладкая, и соленая, и пресная — просто еда, и одна не лучше другой. Надо показывать ребёнку удовольствие от хрустящей морковки, разноцветного супа с овощами, яркого апельсина — они не менее интересны на вкус и вид, чем та же конфета.
Запрещать детям сладкое нельзя
Строгий запрет сладостей в домашнем питании работает с точностью до наоборот, и это подтверждают исследователи. Пока ребёнок маленький и не выходит из-под контроля родителей, это может сработать. Однако как только он выпадает из поля зрения, появляются соблазны, которым дети не умеют противостоять. На улице, в классе, в лагере, даже в детском саду появляются возможности наесться сладкого. И ребёнок должен знать свою норму и уметь есть сладости без риска для здоровья. А если дома лакомства были под запретом, то этому чувству нормы взяться неоткуда, нет возможности выработать собственные привычки разумного поглощения, и заканчивается это обычно довольно неприятно.
Со сладким в доме надо поступать так же, как с введением новых продуктов в питание ребёнка. Постепенно, понемногу знакомить малыша с разными вкусами, предлагая новые блюда, но не акцентируя внимание на эмоциональной стороне еды. Нельзя бороться с потреблением сладкого вместо самого ребёнка, просто запрещая ему конфеты или требуя каких-то поступков, особенного поведения в обмен на мороженое. Свое отношение к сладостям дети вырабатывают сами, и задача взрослых — помочь им сделать это правильно и не навредить «призовыми» конфетами.