Рождение первенца — большое событие для родителей и родственников. К нему готовятся заранее, с трепетом ожидая появления малыша. А если в доме уже есть один ребёнок? В таком случае первенца надо заранее подготовить к появлению сиблинга, сестренки или брата. Как рассказывать детям о беременности, подготавливать к отъезду мамы в родильный дом и будущей встрече с новорожденным, рассказывает MedAboutMe.
Подбираем слова для детей разных возрастных периодов
Для дошкольников, да и для младших школьников лучше сообщать о предстоящем пополнении в семье по окончании первого триместра, когда беременность не будет ассоциироваться у ребёнка с возможными утренними недомоганиями мамы, да и сами родители приобретут больше уверенности в благополучном протекании гестационного периода.
Необходимость более бережного отношения к маме до этого момента стоит объяснять в стратегическом плане: не всегда малыш будет достаточно легок, чтобы носить его на руках или позволять плюхаться и подпрыгивать на животе. Эти правила можно (и нужно!) вводить уже на первых неделях беременности, постепенно ограничивая ребёнка.
А вот тянуть с новостью до момента, когда живот с будущим младенцем станет уже заметен, не стоит. Дети даже в раннем возрасте чувствуют недосказанность, неосознанно обращают внимание на разговоры, намеки взрослых. Это приводит к негативным ощущениям тревоги и исключенности из важных событий в семье. Поэтому не стоит удивляться, если малыш с первых недель станет более капризным, будет требовать больше внимания, чем раньше. Так он реагирует на смещение фокуса маминых мыслей и забот.
О беременности стоит сообщать в кругу семьи, вместе с папой. Так ребёнок понимает, что это важное событие, усваивает, что чувство радости разделяется всеми членами семьи, и это не тайна от кого-то.
Детям до полутора-двух лет можно сообщить: «Отличные новости: наша семья станет больше. У мамы в животе уже живет твой маленький братик, так же, как ты жил раньше. Мы все очень радуемся.»
Что важно: малыш хотя и в животе у мамы, но он всегда, во всех разговорах должен быть «наш», не мамин, не папин, он — член нашей семьи.
Не надо спрашивать детей, вне зависимости от их возраста, рады ли они этой новости. Во-первых, дети еще не осознают, что это означает, имеют свои представления, которые будет необходимо корректировать. А во-вторых, подобные вопросы могут создать у ребёнка ощущение некоторой ответственности за происходящее: как будто его чувства могут что-то изменить.
Как рассказывать о будущем малыше
Для детей важна полная и четкая картина будущего, на основе которой они строят свои ожидания и базируются при составлении представлений о себе и своем месте в семье. Поэтому желательно максимально полно информировать ребёнка, что и как будет происходить в доме с новорожденным и грудничком. Не надо формировать радужных и искаженных картин совместных игр, лучше читать книги, показывать мультфильмы и посетить друзей с младенцем, чтобы ребёнок хотя бы примерно понял и принял образ жизни будущего малыша и всей семьи.
Хороший вариант — рассказывать о том, как ведут себя младенцы, на примере воспоминаний. «Когда мы тебя ждали, у мамы был большой живот, и папа даже чувствовал, как ты пинаешься», «первое время ты много спал и иногда плакал, потому что не мог сказать словами, что тебе надо», «а на этой фотографии ты купаешься в ванне в самый первый раз!» и т. п. Подобный метод не только помогает ребёнку понять, как осуществляется забота о грудничках, но и дает ощущение, что он — значимый член семьи со своей историей любви к нему, а также снижает такие будущие проявления ревности, как просьбы поносить на ручках, покатать в коляске, запеленать или дать грудь, смесь, соску.
Ребёнок в возрасте от 2 до 5 уже осознает себя, как члена семьи. В этом возрастном периоде нередко возникает сильное чувство ревности к новорожденному. При неверном поведении родителей или других родственников и взрослых оно может проявляться уже во время беременности.
Категорически нельзя сообщать малышу, что теперь он будет делиться игрушками, что мама будет все время занята, ну а он уже совсем взрослый. Избегайте ситуаций, при которых ребёнок может слышать разговоры и делать выводы о предпочтении родителями будущего члена семьи, особенно, если ожидается младенец другого пола.
Не стоит также рассказывать, как замечательно дети будут вместе играть, гулять и веселиться, до этого еще должно пройти немало времени, а малыши не понимают эту категорию. Не надо таким образом пытаться повлиять на отношение к сиблингу. Наоборот, необходимо рассказывать, что маленькие детки ничего не умеют («а ты уже бегаешь, катаешься на велосипеде и рисуешь!»), что едят они только грудное молоко («а у тебя на тарелке, посмотри-ка, столько вкусного!») и в основном в первое время лежат в кроватке, коляске или на ручках и спят. Но за ними весело наблюдать и так многому можно научить. Если, конечно, захочется.
Дети старше 6 лет уже расширяют свои социальные контакты, не испытывая такую сверхтесную потребность в общении с родителями. В их жизнь входят друзья, одноклассники, увлечения и хобби. Ревность в таком возрасте, как правило, выражена слабее, а понимание о возможностях младенцев более полное. Детей в этом возрасте стоит привлекать к таким занятиям, как выбор кроватки, коляски, имени для малыша, включая их в общий семейный процесс ожидания.
Мама уезжает в родильный дом: помогаем ребёнку пережить разлуку
Перед отъездом в родильный дом стоит рассказать ребёнку на доступном ему уровне (например, для совсем маленьких подходит такой вариант: «Мама поедет в специальную больницу, где доктор поможет малышу появиться на свет. Потом мы вернемся домой.») о том, куда, зачем и на сколько уезжает мама и кто остается дома.
Хорошо подготовить календарь, где дети смогут отрывать листочки, зачеркивать даты или даже открывать маленькие свертки с сюрпризами в то время, пока мамы нет дома.
Для первых пары недель пребывания дома с младенцем необходимо позаботиться о повышении внимания и заботы о старшем со стороны папы или других членов семьи. В зависимости от возраста надо подобрать несколько увлекательных вариантов для тихих занятий: книжки с наклейками, паззлы, раскраски — то, чем ребёнок сможет заниматься при незначительном внимании со стороны взрослых.
Во время отсутствия надо обязательно поддерживать контакт со старшим ребёнком: по телефону, через видео-чаты, «передавать» заготовленные «подарки», письма и рисунки от мамы. Хорошо также подготовить подарок или рисунок от старшего ребёнка младшему и уделить ему особое внимание: повесить картинку в рамку у кроватки, подчеркивать значение и предпочтение именно этой игрушки для младенца.
При возможности стоит взять с собой ребёнка на выписку из родильного дома. Дети постарше могут снять «фоторепортаж», как мама и малыш появляются из дверей отделения, как папа встречает, как дома все радуются.
Категорически нельзя отправлять ребёнка в это время к родственникам или сочетать появление младенца в доме с началом посещения детского сада. Ребёнок — полноценный член семьи, и какой бы соблазнительной не казалась возможность уменьшить количество хлопот после родов, нельзя явно «избавляться» от старшего. Он такой же любимый и родной, пусть и чуть постарше, а отсутствие внимания родителей в этот непростой для него период может наложить отпечаток на всю жизнь.