На пороге первое сентября, и для многих детей оно станет первым школьным днем. Скорее всего, будущий ученик уже встретился со школьным психологом, прошел тестирование и готов к вступлению в новый этап. Но родители все равно тревожатся и с напряжением ждут результатов первых школьных дней. Как помочь себе преодолеть тревоги, а ребёнку — помочь начать учиться, рассказывает MedAboutMe.
Врачу, исцели себя сам
Во-первых, начать надо с собственного состояния. Если мама переживает, так как помнит свой негативный опыт и переносит его, моделируя неприятные ситуации для ее малыша в школе, это отражается не только на состоянии взрослого, но и влияет на ребёнка. Скрытые, подавленные тревоги и переживания дети отлично «считывают» и начинают необоснованно бояться, за компанию с родителями.
Поэтому ради ребёнка надо постараться самостоятельно или при помощи психолога преодолеть свои страхи, пережить негативный опыт и настроиться на позитив. А будущему ученику тем временем можно рассказать смешной, забавный случай из своей школьной жизни, перечитать ему книги о маленьких школьниках и их проказах, показать фотографии своего класса, друзей.
Оцениваем слабые стороны детей в готовности к школе
Как известно, готовность к школе оценивается по различным критериям. В зависимости от предпочтений называют критерии по-разному, также различаться может их количество. Однако в готовность непременно входят следующие блоки умений и навыков:
- интеллектуальный: оценка развития внимания, нескольких типов мышления, памяти, восприятия, речи, воображения. По сути это вехи функционального созревания структур головного мозга, которые должны быть достигнуты для начала освоения школьной программы;
- волевой (часть психо-физиологической и эмоциональной готовности): умение следовать инструкциям и режиму, ставить цели, намечать план действий, преодолевать сложности, оценивать результат, уметь управлять импульсными поступками. Появляется в среднем с шести лет при помощи взрослых в оформлении основных структур волевого действия;
- блок физической готовности: отсутствие ограничений по состоянию здоровья, наличие развитой крупной и мелкой моторики;
- психологический блок, куда включается как школьная мотивация, так и готовность расстаться с мамой;
- социальный, умение общаться в кругу сверстников и взрослых, заводить друзей, отвечать на вопросы учителей, понимать источники проблем в конфликтных ситуациях.
Все эти умения и готовности, называясь умными словами, подразумевают не такие уж сложные возможности и знания, в среднем присущие всем нейротипичным (боящимся остаться в одиночестве) 6-7 летним детям. Однако родители, как правило, знают, что в какой-то момент их ребёнок может спасовать или наоборот, показать себя с не лучшей стороны. Возможность распознать причины тревог — половина успеха в подготовке ребёнка к школе.
Варианты помощи ребёнку и родителям
Чаще всего родители беспокоятся за успешность в учебе и социальную сторону адаптации: сможет ли ребёнок нормально общаться в школе, привыкнуть к режиму, обратиться к учителю или постоять за себя в конфликтных ситуациях. Найдет ли верных друзей «на века», не будет ли обижен учителем?
На чем сосредоточиться, чтобы снизить вероятность появления проблем?
Во-первых, стоит напомнить себе, что ребёнка уже приняли в школу, значит, посчитали готовым к процессу обучения.
Во-вторых, подготовиться материально: закупить (желательно совместно с ребёнком) и выдать будущему первоклашке все, что положено иметь к началу занятий, попутно повторив названия ластиков, линеек, поучившись отличать, какой учебник и тетрадь нужны для какого предмета, открыть книги, познакомить в общих чертах с парой будущих тем и задачек. Первые пару месяцев дети будут адаптироваться, привыкать к школе, и задания в это время не особенно отличаются от того, что уже делали в детском саду. Знание, что, придя в школу, ребёнок сможет справиться с рисованием черточек или высчитыванием количества точек, придаст ему уверенности в себе и укрепит мотивацию «быть хорошим учеником».
В-третьих, не надо ждать немедленной социализации. Никто не учился в школе без единого друга, однако это не означает, что в первый же день первоклашка вернется домой с закадычным другом, будет центром компании или начнет отвечать на уроках на каждый вопрос. Всем нужно время на адаптацию, стоит вспомнить себя на новом месте работы, и все станет понятно. Поэтому ни в коем случае нельзя ежедневно допытываться «с кем ты подружился, кто твой друг, о чем вы говорили», не надо вызывать повышенный интерес к естественному процессу социализации, создавая из него проблему. Друзья появятся, надо только дать им время проявить себя.
В-четвертых, и вот тут уже начинается профилактическая (или коррекционная, при наличии негативного опыта) работа, очень желательно начать прорабатывать все возможные школьные ситуации. Но не в виде схем и нотаций, а в формате, наиболее подходящем для дошкольника, в игре.
В игровой форме стоит пройти все этапы школьной жизни: подъем с утра, завтрак, сборы в школу. Вход через турникет (подготовить карточку), а вот вдруг много народу в дверях. Как зайти в класс, как зайти, если опоздал, как попросить ластик или отреагировать, если толкнули, как выйти в туалет во время урока — все мелкие ситуации, проработанные с ребёнком заранее, помогают ему не только чувствовать себя увереннее, но и не рассеивать внимание от учебного процесса на бытовые мелочи.
Важно: нарабатывание социальных навыков возможно только в игре. Пусть мама станет первоклашкой, а ребёнок — мамой. Учителем, будущим другом или хулиганом. Пусть мишка, заяц и Молния МакКвин придут в один класс и начнут совершать все возможные ошибки, а фея Винкс не будет знать, как ей лучше познакомиться с куклой Машей на переменке.
Пусть мама-первоклашка с утра покапризничает, а папа-первоклассник не будет желать есть суп в столовой или рисовать черточки на уроках. Все эти ситуации не только помогут ребёнку подготовиться, но и дадут возможность родителям понять, как себя ощущает будущий ученик, что он ожидает и чего опасается. И действовать превентивно, профилактически.