Не каждый ребёнок стремится контактировать с незнакомыми детьми или взрослыми. Одни дети с интересом воспринимают новую обстановку и новых людей, задают вопросы и легко идут на контакт. Другие, наоборот, прижимаются к родителям, боятся начать разговор или прячутся. В некоторых случаях застенчивость проходит с возрастом, но если она примет слишком болезненный характер, это может серьезно испортить жизнь ребёнку.
Почему ребёнок стесняется?
Боязнь новых людей и новой обстановки вполне естественна для ребёнка определенного возраста. Страх общенияпоявляется у малыша в 6 месяцев, затем в 2-4 года. На этом этапе развития стеснительность в новой обстановке и в окружении незнакомых людей не является серьезной проблемой. Это просто одна из ступеней развития психики ребёнка.
У детей более старшего возраста, школьников или подростков застенчивость может быть следствием низкой самооценки. Из нее развиваются такие опасные явления, как боязнь публичных выступлений и всевозможные виды зависимости. Ребёнок дошкольного возраста, прячущийся за маму, может таким образом пытаться привлечь к себе ее внимание и доказать свою ценность.
Среди других причин детской стеснительности психологи называют также генетическую предрасположенность. Дети могут унаследовать стеснительность у одного из родителей. В ситуациях, когда дошкольнику предстоит общение с новым коллективом, например, в детском саду, он может плакать и стесняться в течение какого-то времени. Если период страха перед новой обстановкой затягивается, то причины могут быть намного глубже — тревожность матери или конфликты со сверстниками или воспитателями.
Застенчивость детей может быть спровоцирована серьезной стрессовой ситуацией, например, разводом родителей. Изменения в жизни семьи болезненно отражаются на психике детей. Они могут считать себя виноватыми в том, что родители расстались, и в будущем бояться сделать что-то не так.
Низкой самооценке у младших школьников могут способствовать неосторожные замечания учителей. Дети постепенно сами начинают сомневаться в своих умственных способностях, что может привести к серьезным проблемам в будущем. Физический недостаток, например, лишний вес, большие уши или очки, могут серьезно усилить застенчивость.
Трудности в общении и жизни у застенчивых детей
Если с возрастом застенчивость у детей не исчезает, а усугубляется, некоторые взрослые могут не обратить внимания на этот процесс. Они считают ее следствием природного темперамента и даже могут иногда ругать детей за излишнюю стеснительность. Иногда учитель, не отличающийся чувством такта и уважительным отношением к ученикам, может раздраженно называть стеснительных детей «мямлями» или «рохлями».
Со временем стеснительность у доски может перерасти в серьезный комплекс неполноценности. Застенчивые дети, подростки и взрослые будут бояться высказывать свою точку зрения, заранее считая ее неверной. Общение в определенных ситуациях станет для них серьезной проблемой.
Желание «сидеть тихо и не отсвечивать», страх высказать свое мнение наносят серьезный вред не только академическим, но и жизненным успехам детей и подростков. Они не участвуют в конкурсах, не берутся за выполнение сложных задач, не выступают на школьных вечерах. Неуверенность в себе блокирует способность радоваться жизни и получать удовольствие от общения с людьми.
Конечно, с другой стороны, такие дети удобны. Они тихо сидят, не срывают уроки, не шумят не переменах. Но в то же время они не проявляют инициативу, не стремятся отвечать у доски, не задают вопросов по содержанию предмета.
В глубине души застенчивые дети и подростки могут упрекать себя за излишнюю застенчивость и осознавать, что она является причиной их проблем. Преодолеть стеснительность могут помочь родители или психолог.
Как помочь ребёнку начать уверенное общение с людьми?
Для маленьких детей естественно стесняться, когда родители разговаривают с незнакомым человеком. Если некоторое время спустя они замечают, что мама или папа доверяют новому взрослому — другу, хорошему знакомому или родственнику, то скованность исчезает, и малыш начинает также активно общаться с ним. Постепенно общение с людьмиперестает быть источником стресса, дети охотно идут на контакт со сверстниками и взрослыми.
Но если по каким-то причинам застенчивость становится слишком болезненной, то родителям следует помочь детям в ее преодолении. Например, хорошим вариантом решения проблемы будет отработка социальных навыков в диалогах, когда родители учат детей, что и как следует говорить воспитателю, учителю или сверстникам в классе или группе.
Дошкольник, впервые оказавшийся на незнакомой детской площадке или группе детского сада, может установить контакт, предложив другим детям помощь в игре или свою игрушку. Если в ближайшем окружении есть дети младшего возраста, то дружба с ними поможет преодолеть стеснительность и почувствовать себя старшим и главным, но без манипуляций.
Родители стеснительных детей могут огорчаться и тревожиться, если общение с людьми вызывает у малыша трудности. Иногда причина болезненной застенчивости может заключаться в родительском примере. Когда мама или папа боятся общаться в определенных ситуациях, то это передается детям. В этом случае поработать над своим поведением придется и взрослым.
Одной из самых грубых ошибок взрослых в попытке помочь детям в преодолении стеснительности являются упреки и сравнения с другими детьми. Фразы вроде «все другие дети нормально играют, а ты…» не только не укрепит желание установить контакт, но еще больше снизит самооценку и усугубить чувство собственной неполноценности по сравнению с другими детьми. Родителям необходимо поговорить с детьми об их чувствах и страхах и как можно более подробно узнать, почему они бояться общаться со сверстниками.
Детям дошкольного возраста вполне можно доверять не только выполнение несложной работы по дому, но и социальных поручений — заказ блюда в ресторане или оплату за покупки в магазине. Это раскрепощает их и формирует важные социальные навыки.
Есть дети, которым просто не нужно часто и много общаться со сверстниками. В их поведении нет ничего необычного, просто им достаточно иметь 1-2 друзей и общаться только с теми, с кем интересно и есть общие точки соприкосновения. И если у них нет серьезных проблем с публичными выступлениями или социальными контактами, то родителям опасаться не стоит.
Невозможно требовать от человека — малыша, младшего школьника, подростка или взрослого, желания общаться много и со всеми. Но родителям , психологам и педагогам необходимо принять меры как можно раньше, чтобы болезненная застенчивость не переросла в фобию.