Отношения с руководством являются одним из необходимых условий успешной и комфортной работы сотрудника. К сожалению, у многих людей отношения с руководством складываются не самым лучшим образом. Это может происходить не только по вине начальника, но и по вине сотрудника. В целом суть недопонимания начальника и подчиненного сводится к различиям в ожиданиях от работы. Начальник обладает властью, и может в любой момент уволить сотрудника, создать невыносимые условия работы и даже инициировать моббинг — травлю на рабочем месте. Даже при хороших отношениях начальник и подчиненный не находятся в равных условиях. Но сотрудник может попытаться найти подход к «сложному» начальнику и минимизировать стресс от общения с ним.
Отношения с начальником и психическое состояние сотрудников
Редкий сотрудник может сказать, что его отношения с начальником складываются удачно. Одних не устраивает слишком большой объём работ, других — слишком низкая оплата труда, третьих — непростой характер руководителя. Специфика менеджмента в российских компаниях такова, что руководители отделов и директора фирм ощущают практически неограниченные властные полномочия, оставляя за собой право «казнить и миловать».
От непосредственного начальника зависит карьера подчиненного — его функционал, выполняемые задачи, возможность продвижения. Поэтому многие справедливо полагают, что от хороших отношений с начальником зависит их карьерный рост. Большой объём задач вполне может быть продиктован функционалом работника, поэтому не следует винить руководителя в переработках. Каким бы сложным ни был характер начальника, наверняка, его личностные качества достойны уважения — ведь именно благодаря им он стал руководителем отдела.
Желания любого руководителя вполне понятны — ему хочется, чтобы сотрудник был надежным и действовал в интересах компании, вовремя приходил на работу и был профессионалом своего дела. Но даже если сотрудник полностью соответствует этим условиям, между ним и руководителем может возникнуть недопонимание или конфликт. Причин для ухудшения отношений с начальником может быть много — разное понимание принципов работы, несовпадение темпераментов или личных качеств.
Типы «сложных» начальников и факторы стресса при работе с ними
Руководство компании определяет характер атмосферы в коллективе. Если ее определяют уважительные и доверительные взаимоотношения между сотрудниками и руководителями подразделений, то моральный климат будет благоприятным, а возможные факторы стресса — минимальными. Каждый коллектив состоит из отдельных личностей, и характер взаимоотношений в нем определяется их характеристиками. Работа со «сложным» начальником может негативно отражаться на душевном состоянии сотрудников.
К распространенным типам «сложных» начальников относятся те, кого называют «тиранами» или «деспотами». Они требовательны к сотрудникам и категорически отказываются признавать собственные ошибки. Часто они способны на унижения и оскорбления подчиненных. Много факторов стресса и при взаимодействии с самовлюбленными руководителями, которые приписывают достижения компании самим себе. При этом они постоянно критикуют подчиненных и демонстрируют явное неуважение к ним.
Сложнее всего взаимодействовать с начальником-манипулятором, поскольку он умеет разбираться с людях и воздействовать на их слабые места. Не исключено, что он владеет особыми психологическими приемами, и способен воздействовать не только на подчиненных, но и на собственного руководителя. Другой «сложный» тип — бесцеремонный руководитель, постоянно нарушающий границы подчиненных. Основные факторы стресса при взаимодействии с ним — его звонки и сообщения с претензиями и вопросами сотрудникам в нерабочее время.
Самым простым способом избежать стресса при взаимодействии со «сложным» начальником — это увольнение и поиск другого места работы. Но новую работу часто сложно найти, да и слишком частая смена рабочих мест не прибавляет сотруднику ценности. Поэтому сотруднику следует сменить тактику общения с руководителем и попытаться улучшить взаимодействие.
Как минимизировать стресс при работе со «сложным» начальником?
Переделать взрослого человека невозможно. Но если сотрудник достаточно уверен в себе и собственном профессионализме, и при этом считает начальника несправедливым, то ему следует овладеть определенными психологическими приемами, которые сделают его неуязвимым для манипуляций и нетактичного поведения. Это поможет минимизировать стресс и проанализировать свое поведение.
Прежде чем писать заявление об уходе, сотрудник должен проанализировать свое поведение и попробовать представить себя на месте руководителя. Он тоже вынужден отчитываться перед вышестоящим руководством. Но и сотрудник может посредственно относиться к выполнению рабочих обязанностей или быть недостаточно компетентным. Необходимо также обсуждать проблемные моменты в работе в спокойной обстановке и без присутствия третьих лиц.
Если у сотрудника есть причины оставаться в компании на определенной должности, то ему следует попытаться найти подход даже к «сложному» начальнику. Поэтому он должен четко знать собственный функционал и выполнять определенные задачи. Проблемные моменты существуют в любой компании, и часто за очередным «разбором полетов» на совещании стоит искреннее желание улучшить показатели работы, и, соответственно, повысить прибыль.
Начальник и подчиненный могут не совпадать друг с другом по самым разным причинам — от различий в понимании задач и стиле работы до личностных качеств. Сотруднику необходимо быть уверенным в собственном профессионализме и просить руководителя конкретизировать вопросы и пожелания к его работе. Некоторые руководители недостаточно четко доносят до работников свои мысли и идеи, что существенно затрудняет коммуникацию.
Причина непонимания и конфликтов между начальником и подчиненным не всегда кроется в характере руководителя. Сам подчиненный тоже может быть достаточно конфликтным человеком. Сотруднику, обеспокоенному отношением руководителя, необходимо посмотреть на его взаимодействие с другими сотрудниками. Если они ладят с начальником, то, возможно, причина в поведении конкретного сотрудника.
Умение располагать к себе людей — важное качество, которому необходимо учиться на протяжении всей жизни. Это касается общения с друзьями, коллегами и начальником. От последнего во многом зависит карьера, а значит, будущее сотрудника. Поэтому в любом случае следует попытаться найти подход к конкретному руководителю, прежде чем принимать решение об увольнении.