Ребёнок, который с плачем просит купить игрушку или сладости, совсем не редкость. Практически все родители хотя бы раз попадают в такую неудобную ситуацию, посещая магазин с детьми. Зная несколько простых правил, как себя вести в этом случае, можно избежать неприятного конфликта.
Почему дети капризничают в магазине
Психические процессы у ребёнка постоянно находится в развитии. В зависимости от возраста особенности темперамента и характера, способы реагирования на воздействия и стимулы проявляются по-разному. Поэтому не всегда капризы и истерики — это способы манипулирования родителями. В некоторых случаях такое поведение —закономерная реакция малыша на внешние раздражители.
Среди причин детских истерик можно выделить следующие:
- усталость, голод (перед походом в магазин ребёнок нагулялся, наигрался в детском центре, не выспался);
- попытка манипуляции для достижения цели;
- скука (дети начинают рассматривать магазинные полки, если мама долго стоит у витрины, кассы, беседует со знакомым);
- зависть (повстречался ребёнок с новенькой игрушкой или шоколадкой);
- обида (если родителям не удалось выполнить обещанное, малыш попытается «взять свое»);
- ревность (мама покупает подарок другому ребёнку, например, на день рождения).
Как видно из приведенного списка, причины на первый взгляд не особенно серьезны и не должны быть поводом устраивать скандал в общественном месте. Но это так с точки зрения родителя и, может быть, ребёнка постарше. Но важно помнить, что для ребёнка 2-4 лет отказ, полученный от взрослого, — это стрессовая ситуация.
Если конфликт возникает впервые, то малышу сложно понять, почему ему не хотят купить игрушку или конфету. Родители всегда и во всем потакали любимому чаду, старались удовлетворить все потребности, и вдруг отказ. Ребёнка накрывает волна непонимания, обиды, злости. Негативные эмоции в этот момент полностью охватывают сознание. Управляющие поведением процессы, условно говоря, отключаются, и происходит эмоциональный выплеск в виде слез и крика. Добиться осознания в этот момент практически невозможно. Поэтому нужно знать, как избежать детских истерик и как правильно себя вести, если они возникли в магазине.
С ребёнком можно все обговорить заранее
Зная причины возможного конфликта в супермаркете, можно предупредить капризы. С детьми постарше (5-6 лет) договориться гораздо проще. Важно заранее обговорить правила поведения в гипермаркете. Можно в игровой форме рассказать о продавцах, выборе покупок, очередях, о кассе и оплате выбранных продуктов и вещей. Играть «в магазин» нравится и мальчикам, и девочкам.
Ребёнка старшего возраста можно оставить в специальных игровых комнатах, которые есть практически во всех крупных гипермаркетах. Для того, чтобы сэкономить время и деньги на оплате увеселений для чада, можно заранее составить список продуктов и не останавливаться надолго у посторонних витрин. Если планируется покупка одежды, обуви или бытовой техники, то желательно ознакомиться с предполагаемой покупкой заранее, найдя аналог или оригинал в интернете.
Можно привлечь малыша к составлению списка и в конце указать то, что можно ему приобрести самому. Но только после того, как все необходимое окажется в корзине. Дети обычно с интересом участвуют в семейном деле. Малыш почувствует свою значимость, ответственность и не захочет капризничать. В этот момент можно ознакомить кроху с элементарными правилами выбора качественных продуктов, рассказать о сроках годности, спелости и качестве фруктов и овощей.
Ребёнок старшего возраста понимает, что денег на покупки не так много и нет возможности купить все желаемое сразу. Поэтому он заранее может выбрать одну или две вещи, и, если стоимость позволит, то ему это купят. Увеличивать число «детских покупок» не рекомендуется, а вот менять одно на другое можно. Если вещь очень дорогая, то можно предложить отложить и купить, например, в качестве подарка на ближайший праздник.
Что делать с малышом?
Если с ребёнком постарше можно договориться, то с малышом все гораздо сложнее. Даже после игры «в магазин», долгих рассказов и нравоучений истерика в магазине может оказаться неизбежной. Заранее подготовить кроху к походу в гипермаркет сложно, но можно использовать некоторые рекомендации, которые сведут вероятность капризов к минимуму.
Если есть возможность не брать малыша в магазин, то лучше так и поступить. Крохи бурно реагируют на толпу, яркие цвета и громкие звуки. Как вариант, можно оставить папу, бабушку или дедушку на улице с коляской, если поход за покупками не займет много времени.
Если мама в магазине с ребёнком не одна, то можно не заводить малыша в зал гипермаркета, а оставить его, например, с папой топать по коридорам, рассматривать витрины, элементы декора, фонтаны, кататься на аттракционах. Если такой возможности нет, то желательно для покупок взять корзину с машинкой, не забыть любимую игрушку, бутылочку с питьем.
Длительный поход за покупками лучше запланировать на время, когда малыш не хочет спать и сыт. Посещение большого гипермаркета, где будет проведено основное время, должно быть первым в списке необходимых мест. Если есть возможность, то в магазин лучше ходить с утра в будний день, когда в зале и на кассе меньше людей.
Что делать родителям в случае истерики?
Родители порой теряются перед истерикой ребёнка или впадают в крайности. Кто-то начинает ругаться и даже шлепать малыша, а кто-то стесняется реакции окружающих и старается уладить конфликт, потакая желанию капризули. Оба варианта действий неверны. В первом случае, особенно, если ситуация не единична, может возникнуть эмоциональная травма, которая станет виновницей многих проблем ребёнка во взрослой жизни. Во втором потакание тоже не принесет благоприятных последствий, прививая крохе отрицательные черты характера и возможность манипулирования слабовольным родителем.
Для начала, чтобы не впасть в ступор перед истерикой, нужно заранее подготовиться к ее возможному возникновению и продумать свои действия и поведение. Очень важно, чтобы все, кто участвуют в воспитании ребёнка, следовали единому алгоритму. Порой мать с ребёнком остаются одни в конфликтной ситуации. Отец дистанцируется или использует иные методы воздействия, а старшее поколение либо потакает ребёнку, либо осуждает родителей. Такое поведение членов семьи недопустимо.
Если плачущего ребёнка нет возможности вывести из магазина, то стоит его отвести в сторонку. Если и это не удается, пусть остается на том же месте. Родителей не должна волновать реакция окружающих, это семейная проблема, и ничего страшного для общества в этом нет. Ни в одном магазине нет закона, где указано, что детские истерики запрещены. Поэтому важно сохранять спокойствие и ждать, пока «страсти» утихнут.
В момент истерики логическое мышление у ребёнка не активно, и уговоры, нравоучения, призывы к совести здесь бесполезны. Можно попробовать отвлечь ребёнка, хлопнув в ладоши. Но нельзя на него кричать или бить, это, возможно, и заставит его замолчать, но нанесет травму детской психике.
Все время, пока он не успокоится, нужно находиться рядом, нежно гладить по руке или голове.
Чаще всего истерики при правильном поведении родителей не повторяются. Но важно быть твердым в своем решении отказа и не жалеть ребёнка после «сцены» покупкой подарка.