Нередко по мере освоения все более плотной пищи и переходу на взрослый стол возникает вопрос о том, как учить детей самостоятельно кушать ложкой. Многие родители сталкиваются с отказом от самостоятельного пользования прибором. При этом дети охотно едят с нее, если их кормят старшие. Однако, нужно учить ребёнка самостоятельному приему пищи, это важно для детского сада и развития навыков самообслуживания. Самостоятельная еда ложкой — очень сложный навык, это новый этап в развитии ребёнка, и подойти к процессу обучения нужно терпеливо и основательно.
Знакомство детей с ложкой
Ложка появляется в жизни детей достаточно рано, с нее дают питье и еду по мере введения прикорма. Если дети постоянно наблюдают за основным предназначением ложки в руках родителей, они быстро улавливают связь между нею и приемом пищи. И важно, чтобы родители с самого начала давали малышам понять — ложка предназначена для определенных действий. Можно давать детям ложку в ручку, пусть перекладывают ее из одной ладошку в другую, пробуют совать в рот или возить по тарелке. Однако, если ложку бросают на пол, играют ею или ходят по квартире — предмет немедленно изымается их рук.
Это дает понимание того, что ложка предназначена для того, чтобы дети ею только ели, формирует рефлекс: дали ложку — будем кушать! По мере того, как дети начинают делать робкие попытки самостоятельно ею кушать, нужно всячески поддерживать и хвалить начинания. Если же малышам надоедает это занятие после утоления первого голода, если они отвлекаются от основного действия, нужно взять ложечку и докормить детей самостоятельно. Также стоит поступить, если дети пытаются использовать ложку для баловства и разбрасывания еды.
Развитие ребёнка и новый навык
Есть определенные закономерности в формировании навыков и развитии ребёнка. В период новорожденности малыш обладает хватательным рефлексом. Все, что попадает в его ручку, будет крепко удерживаться, будь то ложка или любой другой предмет. Но использовать ее по назначению малыш не сможет. Кроха выпускает ее из рук и не следит за тем, куда она девается. Поэтому, необходимо, чтобы наступило время в развитии ребёнка, он будет осознанно тянуться к ложке и пытаться брать ее в рот. Обычно это происходит в периоды кормлений или допаивания водой. Взрослый дает ложку с жидкостью или пищей, при этом кроха берет ложку своей ручкой и открывает ротик, пытаясь направить прибор в рот уже своей ручкой.
Пока еще развитие ребёнка не позволяет ему самому, без вашей помощи, справиться с задачей, его желание нужно стимулировать, сказав пару одобряющих слов и помогая в осуществлении задачи. Однако, сам процесс отправления ложки в рот, пусть и с помощью взрослого, приносит малышу удовольствие. Постепенно развитие ребёнка и его координация достигнут такого состояния, когда кроха сможет сам удерживать ложку и пытаться зачерпывать ею пищу из тарелочки, а потом подносить ко рту. Не нужно мешать, нужно помогать. Несколько недель вы будете держать ложку вдвоем, помогая и направляя действия ребёнка. По мере того, как малыш освоится, он будет отстранять вашу руку, требуя самостоятельности. Тогда возьмите себе вторую ложку, ею вы будете помогать крохе и докармливать его. И вот уже ваш ребёнок пытается есть ложкой самостоятельно.
Первые попытки малыша и самостоятельное питание
Делать первые свои попытки держать ложку малыш может в разном возрасте, жестких сроков для освоения навыка нет. Однако, на первом году жизни речь о самостоятельном питании пока не идет, большую часть еды ребёнок пронесет мимо рта, и стоит быть готовыми к наличию еды на столе, лице, теле и полах кухни. Первый интерес к ложке и попыткам самостоятельного питания у крохи может появиться и в 6-8 месяцев, с началом кормлений в стульчике и введением прикормов. Полностью на самостоятельное питание ложкой дети переходят ближе к двум годам, хотя едят они еще не очень аккуратно и им требуется помощь. По мере освоения навыков опрятности и развития координации, вполне аккуратное питание сначала ложкой, и потом уже и вилкой осваивается к трем годам. Хотя зная непоседливость и шаловливость ребёнка, часть еды может оказаться на полу и в этом возрасте, и позднее.
Советы родителям: как помочь в освоении навыка
Чтобы стимулировать у ребёнка интерес к пользованию ложкой, а также развивать навыки самостоятельного приема пищи, родители должны знать некоторые нюансы. Выберите первую ложку внимательно, она должна быть легкой, удобной и внешне привлекательной. Сегодня имеется широкий выбор детских ложечек из силикона и пластмассы, а также из комбинированных материалов — металла с пластиковой ручкой. Не менее важно, чтобы процедура кормления происходила в удобном стульчике, а кроха к моменту освоения навыка должен уже уверенно сидеть сам.
Родители и другие домашние должны подавать пример пользования прибором, важно сажать кроху за общий стол, чтобы он видел, как другие едят ложкой. Дайте ему ложку в руку, пусть повторяет за вами и старшими детьми. По мере проявления интереса к ложке проявите терпение и настойчиво предлагайте самому в начале каждого приема пищи пробовать пользоваться приборами. Не торопитесь докармливать ребёнка, пусть он хотя бы несколько ложечек скушает сам.
В помощь родителям сегодня выпускаются тарелочки с присосками, они не позволят ребёнку играть с ними и вывалить из них еду, размазав ее по столу. Содержимое этой тарелочки должно быть таким, чтобы ребёнок кушал продукт с удовольствием, остальной пищей можно докармливать ребёнка самостоятельно, пока кроха тренируется есть ложкой. В его тарелку положите немного достаточно густых продуктов, это уменьшит объём уборки на кухне после экспериментов малыша. В период кормления важно, чтобы вас ничего не отвлекало от приема пищи и ложки. Отключите телефон и телевизор, попросите всех членов семьи не отвлекать вас от кормления.
В процессе обучения нужно запастись терпением, не допуская раздражения и громких возгласов. Они могут напугать или расстроить ребёнка, что надолго отобьет желание обучаться новому навыку. Поэтому, самое основное, что должны запомнить в этот период родители: терпение является основой обучения, вас самих мамы также учили в детстве. Если же кроха балуется и шалит, применяет ложку не по назначению, надо строго это пресечь, забрав ложку до следующего приема пищи. Если ребёнок понимает, что на его баловство родители реагируют без эмоций, а любимую «игрушку» изымают, он быстро оставит попытки играть ложкой, и будет применять ее по назначению.