Общение с другими — одна из главных составляющих человеческой жизни. Именно коммуникативные способности людей во многом определяют успех в их жизни и деятельности. Благодаря общению, человек заводит друзей, семью, хобби, устраивается на работу. Но часто происходит так, что с одними общаться легко, а с другими — сложнее. Это происходит потому, что каждый человек обладает собственным языком общения, которые не понимают или не сразу понимают другие.
Важность общения для развития человека
Основная функция общения с другими людьми — это развитие. В самом начале социализации, как только мир ребёнка перестает ограничиваться только домом и родителями, он узнает, что существуют другие дети и другие взрослые. Так он познает мир через контакт с ними, открывает для себя особенности их поведения и характера.
Именно общение формирует человеческую личность, поскольку с его помощью человек формирует собственные качества и манеру поведения. Без постоянного общения с людьми он бы не научился говорить, и напоминал бы человеческое существо лишь по внешним признакам. Даже люди, сознательно выбирающие жизнь без контактов с внешним миром, все равно сохраняют коммуникативные способности.
Общение с людьми включает в себя не только слова, но и невербальные сигналы — мимику и жесты. По ним можно составить представление о человеке и его умении общаться. Например, крепкое рукопожатие свидетельствует о том, что он уверен в себе и своих действиях, а стремление нервно теребить одежду или грызть ногти говорит о волнении или тревоге в определенных ситуациях. В некоторых случаях налаживание контакта представляет сложности из-за непонимания стиля коммуникации, который использует другой человек.
Почему общение с людьми вызывает трудности?
Основными причинами проблем во взаимодействии с людьми являются непонимание коммуникационной модели, страх, личная неприязнь и отсутствие интереса. В силу разных обстоятельств человек может утрачивать понимание коммуникационных моделей и общаться с членами семьи, как с подчиненными, а с начальником — как с другом, подробно рассказывать о делах и проблемах, которые не всегда интересны окружающим.
Кроме поведения, общение с людьми строится также на эмоциях и жестах. Но иногда люди настолько увлекаются собой, что не замечают, что рассказ может быть неинтересен собеседнику, вызывать раздражение или затрагивать слишком болезненные темы. Поэтому важно слышать и понимать не только самого себя, но и собеседника.
Люди из разных стран могут не понимать друг друга из-за незнания языка. Оказавшись в другой стране, иностранец может оказаться в курьезной ситуации или совершить ошибку. То же самое относится и к пониманию культурного кода человека из другой страны — многим непонятны особенности национального характера, делового этикета или традиции.
Многие люди боятся общаться, и по этой причине избегают коммуникации с другими. В каждом конкретном случае страх обусловлен травмой. Из-за нее часто развивается социальная тревожность и социофобия, мешающие человеку двигаться вперед и достигать успеха во взаимодействии с другими людьми.
Другим препятствием для коммуникации может стать отталкивающее впечатление от человека, который плохо следит за своим внешним видом и поведением. Такие люди часто имеют репутацию не совсем здоровых психически или не уважающих себя. А если человек не следит за собой, то и интерес к взаимодействию с ним падает.
Для успешной коммуникации с другими, человеку необходимо понимать, что существует не только он и его мнение, но и личность собеседника с ее особенностями. Необходимо выработать некоторые полезные привычки, способные сделать коммуникацию успешной и позитивной.
Полезные привычки для улучшения общения
Вопрос об улучшении межличностного взаимодействия интересует многих. Каждому хочется, чтобы его заметили и приняли в новом коллективе или деловом сообществе. Для этого необходимо понимать, как следует общаться с представителями разных слоев населения и соблюдать субординацию. Поэтому для друзей существует один стиль общения, для начальника —другой, для подчиненных — третий. Размывание границ часто приводит к непониманию и нарушению коммуникационной модели.
Часто люди стремятся казаться кем-то другим, а не собой. Это вызывает неестественность в поведении и отталкивает многих. Наигранность, фальшь сразу чувствуются и считываются, портят впечатление о человеке. Самое важное в коммуникации с другими людьми — быть собой и не бояться высказывать собственное мнение.
Среди полезных привычек, позволяющих поддерживать эффективную коммуникацию, следует отметить зрительный контакт. Именно он выражает заинтересованность в разговоре. В любых рекомендациях по прохождению собеседования обязательно встречается пункт о том, что необходимо смотреть собеседнику в глаза. При этом мимика и жесты должны соответствовать теме разговора.
Во многих случаях поза может сказать о человеке больше, чем слова. Например, прямая спина и расположенные вдоль тела руки говорят о готовности общаться, а руки, скрещенные на груди, наоборот, о недоступности человека для коммуникации. Полезные привычки для взаимодействия с другими людьми включают в себя и позитивный настрой. Некоторые люди часто испытывают проблемы из-за того, что другие люди не знают, какие они на самом деле. А «маска» отстраненности и холодности может свидетельствовать о неуверенности человека в себе и социальной тревожности.
Уверенный в себе человек произносит слова четко и внятно и всегда знает, о чем говорит. Вряд ли стоит использовать слова, в значении которых он не уверен или которые вызывают затруднения в произношении. Лексику следует употреблять в зависимости от социальной ситуации. Например, молодежный сленг неуместен на собеседовании при приеме на работу так же, как и неформальный стиль одежды или подчеркивание принадлежности к субкультуре.
Развитие коммуникационных навыков, работа над языком жестов , мимикой и голосом являются следствием психологических особенностей самого человека. Притяжение вызывают не только профессионалы своего дела, но и те, кто владеет языком коммуникации с представителями самых разных слоев населения, и при этом чувствует себя смело и уверенно.