Дошкольник, ребёнок от трех до шести лет, активно впитывает в себя существующие традиции и общественные нормы. Вплести социальный опыт маленького человечка в широкое полотно общеисторической науки — задача родителей, окружающих взрослых. Но что именно нужно рассказывать, а лучше, показывать малышу, в какие игры с историческим подтекстом — играть, рассказывает MedAboutMe.
Какую пользу приобретает ребёнок от исторических занятий
История — одна из тех наук, изучение которой не только развивает эрудицию, но и формирует представление ребёнка об окружающей действительности. Ответы на вопросы маленьким «почемучкам» помогут развить абстрактное мышление, исторические знания являются отличной тренировкой памяти, внимания, сообразительности и вносят весомый вклад в общую эрудированность ребёнка.
История помогает ориентироваться не только в прошлом. Изучая прошлые события, мы подчеркиваем важные и поучительные моменты, которые происходили задолго до нас. История как наука представляет собой запутанный детектив с массой событий и действующих героев. Чем дальше сами события уходят в древность, тем туманнее представления о них. Детей при изучении истории часто пугает обилие информации, которое необходимо запоминать. Это обстоятельство затрудняет изучение истории в школьные годы.
Конечно, не следует заставлять маленького ребёнка заучивать исторические даты и события. Сухие цифры не способны привить любовь к этой науке. Они трудны для восприятия, легко забываются и путаются. Начните изучать историю постепенно, в пределах конкретной страны и определенного временного интервала. Выясните, что известно об этом времени, какие люди тогда жили, как одевались, о чем размышляли.
История — это интересно!
История таит в себе много интересных событий и может отвечать на многие фундаментальные вопросы. Если вы хотите научить малыша истории, то вам сперва необходимо заинтересовать его в этой науке. Сегодня существует масса красиво иллюстрированных пособий по истории, где в ненавязчивой форме обрисованы основные исторические события:
- Энциклопедии — как печатные, так и в формате аудио
- Репродукции картин, открытки, календари
- Альбомы по типу «как было — как стало», такие пособия можно изготовить и самому, например, представить историю автопрома, первые повозки, машины, паровозы и, в противовес, современную технику
- Настольные игры, в частности, хорошо себя зарекомендовали пособия от издательства «Пешком в историю»
Чаще всего историю изучают по странам и эпохам. Вот например, Древняя Греция и ее философские и архитектурные достижения, вот Франция эпохи Наполеона, ее военная слава и горькое поражение.
Другая историческая эпоха — это, в то же время, и другая культура, система ценностей и представлений о мире. Посмотрите, к изучению какой эпохи более склонен ребёнок, что ему больше по душе: Древний мир, Средние века или, может, эпоха Реформации. Изучая отдельный исторический промежуток, он, несомненно, захочет понять, что было раньше, а что позже. Таким образом, расширяются его представления о мире, и ребёнок осваивает новые исторические эпохи.
В изучении истории немаловажное место занимает посещение исторических мест. Вот то самое поле сражения, вот тот античный храм, а здесь останки древнего поселения. Вовсе не обязательно уезжать далеко, чтобы вплотную прикоснуться к истории. Посмотрите, чем знаменит именно ваш край или город. Более того, экспозиции музеев часто посещают другие города и можно посетить, например, выставку золота скифов или оружия Османской империи.
Есть частное мнение, что история ничему не учит. Конечно, это касается только тех людей, которые не изучают историю. Если вы исторически осведомлены, то станете лучше понимать окружающую действительность, свое место в мире, не станете совершать ошибки, допущенные в прошлом.
Как играть в исторически направленные игры?
- «Коврик времени»
Полезное пособие можно изготовить из архива семейных фотографии и полосок чистой бумаги, воспользовавшись методом Марии Монтессори. Необходимо выполнить разметку, в которой одно деление будет равняться одному месяцу или же полугодию, затем нарисовать день рождения вашего малыша, далее все основные трогательные моменты и опорные вехи его развития: вот он перевернулся, здесь он сидит, а на этой фотографии делает свои первые шажочки, летит в самолете, завороженно смотрит на звездное небо в своем первом путешествии, играет с обретенными друзьями, поступает в детский сад и так далее.
Напротив памятных событий и их примерных дат следует разместить соответствующую фотографию.
Для усиления эффекта можно придумать подобные «коврики» с историями жизни родственников малыша. Чтобы у ребёнка сформировалось ощущение взаимосвязи, можно совместно проанализировать личные истории членов семьи во временной плоскости друг относительно друга.
- «Отгадай, когда это случилось!»
Если ребёнок уже неплохо ориентируется в исторических событиях и у него сформировалось некоторое представление о разных эпохах, можно рассказывать небольшие увлекательные истории, которые могли иметь место исключительно в определенный отрезок времени. Попросите ребёнка отгадать, когда именно это событие могло произойти.
В качестве подсказки допускается упоминать известные исторические персонажи, использовать названия реальных географических объектов, а также упоминания определенных (крупных и важных) случившихся событий.
В возрасте около 6-7 лет вполне можно добавлять в такую историю выдумки, явные небылицы. Попросите ребёнка найти в вашем повествовании невозможные по историческим меркам детали.
- Рассказ по репродукциям или фотографиям
В эту игру можно играть во время посещения художественной галереи, исторического музея или дома, подобрав картинки, календари с репродукциями, открытки.
Обсудите сюжет на изображении, сочините рассказ, дополните его максимальным количеством реальных исторических фактов. Подискутируйте с сыном и дочкой, когда могли произойти описываемые действия, в какое время могли родиться персонажи, о которых идет речь, что с ними могло произойти и что их ждет в будущем.
- Исторические спектакли
По достижении возраста четырех-пяти лет с детьми можно ставить небольшие увлекательные спектакли. Пускай в основу инсценировки ляжет исторический сюжет, например, грандиозное пиршество, суровый гладиаторский бой или рыцарский турнир. Другим хорошим вариантом послужит использование художественных произведений, например, былины Древней Руси или мифы Древней Греции. При этом, конечно, стоит ориентироваться на личные предпочтения ребёнка. По мере взросления, можно привлекать дочку или сына, а также их друзей, не только к механическому заучиванию предложенной роли, но и самостоятельному написанию сценария, изготовлению сценических костюмов, а также необходимых для постановки декораций.