Дети, прежде чем стать взрослыми, сталкиваются с кризисами развития. Этот фактор является неотъемлемой частью взросления и становления личности. Как проявляются кризисы развития у детей? Чаще всего, это нарушение поведения, непослушание или изменения характера, такие как капризность, молчаливость, отчужденность, негативизм. Такие проявления в характере могут вызывать сложности в общении между родителями и детьми, из-за чего в семье портятся отношения.
Информация для взрослых о том, как ведут себя дети, когда сталкиваются с личностными кризисами, помогает выстраивать непредвзятое отношение к ребёнку, научиться быть более терпеливым во время общения с ним и стать понимающим родителем.
Что происходит с ребёнком во время кризиса развития, какое поведение говорит о личностных изменениях и требует понимания взрослых? Ответы в этой статье.
Что такое кризис развития у ребёнка?
Во время роста и развития дети стоят на пути внутренних изменений личности. Эти изменения не могут обходиться без кризисов, потому что движение ребёнка вперед, преобразование его личности невозможно без столкновения с трудностями, познания мира и совершения ошибок.
Когда ребёнок растет, он пробует разные способы поведения, чтобы с помощью их найти себя, понять, кто он и какой. Быть разным для ребёнка — непослушным или упрямым, капризным или бунтующим, задумчивым или замкнутым — в определенные возрастные периоды является абсолютно нормальным и даже необходимым.
Когда дети проживают кризис, это может доставлять неудобство всей семье, однако без него невозможно стать полноценной личностью, научиться защищать свои границы, говорить «нет», понимать свои чувства и желания.
Кризис одного года у детей
Первый год жизни ребёнка является одним из самых важных. Малыш становится любознательным, активным и меняется прямо на глазах. Одно из достижений этого возраста — умение стоять на ногах и делать первые шаги. Осваивание прямохождения — важный скачок в развитии, поэтому на этом этапе не всегда можно избежать изменений в поведении малыша.
Взрослые могут замечать, что годовалый ребёнок стал капризным, часто плачет, упрямится, отказывается от игрушек и занятий, которые раньше приносили ему интерес и все больше стремится к тому, что является запретным и даже опасным для жизни и здоровья.
Родители в таких ситуациях испытывают напряжение, потому что им приходится постоянно контролировать ребёнка, следить, чтобы с ним ничего не случилось, чаще запрещать ему что-то, вызывая тем самым у малыша еще больше гнева и негативизма.
Что делать взрослым во время кризиса одного года?
- Понять, что познавать мир в этом возрасте является необходимой потребностью.
- Создавать условия для ребёнка, позволяющие ему быть активным и сохраняющие в то же время его безопасность — обустроить просторный детский уголок без острых углов, манеж, приобрести безопасные развивающие безопасные игрушки и соответствующий инвентарь для развития активных движений.
- Быть рядом с малышом, чтобы иметь возможность показать ему окружающие предметы, рассказать о свойствах, дать пощупать или попробовать их на вкус.
- Отказаться от постоянных запретов и окриков.
- Усвоить, что чем больше вы запрещаете, тем сильнее ребёнок будет сопротивляться давлению со стороны, потому что потребность изучать, познавать и двигаться — является сильнее. В противном случае, дети теряют желание быть исследователями, от чего страдают их творческие и мыслительные способности.
Кризис трех лет
Этот период, пожалуй, является одним из самых ярких в жизни малыша и его родителей. Это время, когда маленький исследователь может вдруг превращаться в неуправляемого крикуна, капризного упрямца, жадину и даже агрессора. Часто такое поведение пугает родителей, и они обращаются за помощью к психологу, с просьбой сделать так, чтобы их ребёнок снова стал милым и улыбчивым малышом. Для того чтобы он вырос здоровой полноценной личностью, кризис трех лет должны правильно прожить и дети, и взрослые.
Что делать родителям?
- Поймите, что в этом возрасте ребёнку необходимо «отделиться» от вас и почувствовать, каково это — быть самостоятельным и независимым. Для этой цели как раз служат капризы, упрямство, постоянное «нет» в ответ на родительские просьбы, бунт и требования.
- Признавайте чувства ребёнка, но не позволяйте ему все на свете: твердый родительский отказ должен звучать мягко, но уверенно.
- Чаще «отражайте» чувства детей: «я понимаю, что ты хочешь», «я вижу, что ты злишься».
Ребёнок-первоклассник
Поступление в первый класс — тоже кризис для детей и взрослых. Ребёнок семи лет проходит период адаптации от детства к школьной жизни и на этом пути ему нужна поддержка. Он может быть тревожен, упрям, противиться урокам, отказываться от учебы, грустить без причины, стать агрессивным.
Что делать родителям?
- Быть рядом с ребёнком на протяжении учебных будней — часто хвалить, не требовать полных знаний по всем предметам и безукоризненного послушания в школе.
- Помните, что ребёнок в этот период имеет право быть активным, может ошибаться и нуждается в том, чтобы его слушали, понимали и любили так же, как когда он был малышом.
- Не ставьте репутацию в школе превыше отношений с первоклассником.
Помогайте с уроками, когда в этом есть необходимость.
Подростки и родители
Подростковый возраст также является важным и сложным периодом на пути к развитию личности. Дети в это время находятся в активном поиске себя, по этой причине специалисты отмечают схожесть этого кризиса с кризисом трех лет — подросток так же, как трехлетка пытается «отделиться» от матери с отцом, осознать свою самостоятельность, понять, что он может и умеет сам, за что его можно любить, ценить и уважать. Подростки протестуют, спорят, возмущаются, знакомятся с разными жизненными сферами, ведут активный образ жизни, общаются с разными людьми. В это время семья сталкивается с тревогой отделения — родители имеют требования в отношении детей, а те часто им не соответствуют — на этой почве часто вспыхивают ссоры и конфликты.
Что могут сделать родители, чтобы сохранить мир и любовь в семье?
- Позвольте подростку «отделиться» — чтобы стать полноценной личностью, ему необходимо почувствовать свою самостоятельность и индивидуальность.
- Не стоит «бороться» с подростком — чем больше вы это делаете, тем больше он будет сопротивляться.
- Замечайте, что происходит с ребёнком — когда он ходит мрачный, замкнутый, грустный — окажите ему поддержку, выведете на откровенный разговор, только, если он тоже этого захочет.
Любой возрастной кризис переживется легче, когда все в семье имеют привычку поддерживать друг друга и понимают, что часто причиной разногласий является не трудный характер ребёнка, а личностный кризис развития.