21.12.2020 4428

Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Говорят, есть на свете младенцы, которые едят, спят, а в перерывах радостно гулят игрушкам и улыбаются. Про них рассказывают в книжках и учебниках – и некоторым педиатрам даже удается увидеть такое чудо. Но большинство детей совсем не такие.

Кто-то просыпается на малейший звук, а то и без него. Другие горестно рыдают или яростно кричат, третьи не слезают с груди или отказываются от еды... А чаще всего родителям достается смешанный вариант: ребенок успевает и порыдать, и плохо заснуть, и повыплевывать соски. 

Но есть определенные периоды, когда ситуация усложняется даже с маленькими ангелочками: MedAboutMe рассказывает о кризисах первых полутора лет, тех самый «удивительных неделях» особого негодования. Читайте и запоминайте, к чему готовиться – это сделает жизнь немного легче.

Капризничает? Значит, развивается

Концепцию «удивительных недель» (wonder weeks) придумали нидерландские ученые – антрополог Вандерейт и психолог Франс еще в начале 90-х годов. Тогда же издали первую книгу. В Россию она пришла уже в следующем веке под названием «Капризничает? Значит, развивается!». И спустя 30 лет после появления теории основная мысль все еще актуальна.

В основе идеи «удивительных недель» – 10 кризисов, которые мучают детей и родителей в первые полтора года.

В итоге каждого кризиса у малыша формируются новые умения и навыки. И время наступления этих этапов в среднем одно и тоже – по крайней мере, большинство родителей отчитываются о проблемных периодах с точностью до недели.

Авторы считают, что кризисов не избежать. Кризисы развития – это хорошо, говорят ученые. Если ваш малыш в означенный период стал плаксивым, капризным, не слезает с рук или груди, хуже спит или отказывается есть – значит, он резко растет, причем не столько физически, сколько умом. Ждите новых умений (и будьте готовы к новому кризису!).

Что вам даст это знание кризисных недель? Для начала – немного предсказуемости и возможности понять, что вы не одиноки с такими проблемами. А еще – понимание, что происходит, а значит, меньше тревог и больше уверенности, что все идет, как надо.

Итак, рассказываем: 10 скачков развития за 18 месяцев жизни малыша.

4-5 недель: я чувствую и ощущаю!

Самый первый кризис постепенно нарастает в среднем с трех недель, а пик настает в 4-5. Младенец резко «включается», он больше не спит спокойно при шуме, как в первые недели, ему начинает мешать свет, липучка на подгузнике. Он замечает изменения вокруг и внутри себя – например, сокращения кишечника (те самые колики) – и реагирует на все громким плачем.

Сенсорную перегрузку вызывает буквально все – движения рук и ног, касания к кроватке, вкус еды, запах мамы, чувство голода или жары. Даже собственный плач! Все, что раньше не отслеживалось, обрушивается буквально в одну неделю. И неудивительно, что внезапно обретенные чувства переполняют на глазах.

По окончании этого скачка появляются новые эмоции: осознанные улыбки при виде родных лиц, наслаждение от теплой воды в ванночке, еды, контактов.

8 недель: как много вокруг узоров и закономерностей!

Второй кризис роста начинается примерно через 4 недели после первого скачка развития. Эти периоды вообще поначалу наступают раз в месяц и длятся 7-10 дней.

В восемь недель мозг начинает не только получать, а обрабатывать массу информации: какие вокруг узоры, орнаменты, цвета, как звучит мамин и папин голос, мелодии, тиканье часов. Паттерны в собственных движениях также становятся предметом исследования: оказывается, если поднять руку – ее видно, а если опустить – то нет. Все это привлекает внимание и требует изучения и повторов.

Это не особенно заметный и значительный скачок, но для мозга он крайне важен.

11-12 недель: осваиваем движения

Хаотичные размахивания руками и ногами остаются позади: с этим скачком ребенок научится лучше управлять телом, и движения станут более осознанными и плавными. Разумеется, до развитой крупной, а тем более мелкой моторики нужны еще годы тренировок, но это уже большое достижение.

По окончании этого кризиса ребенок научится осознанно и целенаправленно тянуться к интересной игрушке, поворачивать голову на звук или свет. А еще – заливисто хохотать!

15-19 недель: я сам управляю событиями

15-19 недель: я сам управляю событиями

Этот важный период вы точно не пропустите, хотя точной даты у него нет: она зависит от индивидуальности малыша и среды. Ребенок после изучения паттернов и освоения тела начинает подозревать существование причинно-следственных связей. Если потрясти игрушку – она звенит, если ее толкнуть – она может упасть, если потянуть за очки – они останутся в руке.

Кризис проявляется в повышенном интересе к окружающему миру, активности и требовании внимания от взрослых. А еще впервые появляется ощущение скуки и нетерпеливости. Есть желание – его нужно удовлетворить немедленно!

26 недель: осознание взаимоо