Все родители хотят видеть своих детей более счастливыми, здоровыми и успешными, чем они сами. В некоторых случаях именно они выбирают для ребёнка те занятия, которых были лишены в детстве и ориентируют его на успех. Желая детям добра, родители могут и сами не подозревать, что наносят им вред. Речь идет не о грубом физическом насилии, хотя когда-то считалось, что оно идет ребёнку на пользу. Родители часто транслируют ребёнку вредные установки, которые позже заставляют его чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе.
Как родители могут неосознанно вредить детям?
Родители оказывают самое сильное воздействие на развитие ребёнка. Именно от них он усваивает модели поведения и жизненные установки, определяющие его привычки и характер. Но в стремлении увидеть «улучшенную копию себя» некоторые родители неосознанно наносят детям вред, поскольку не знакомы с другими методами. Так в свое время поступали и говорили их родители, а также поколения предков.
Строгость, критика, перфекционизм и гиперопека являются признаками авторитарной модели воспитания, которая все еще имеет довольно широкое распространение. В результате дети, выросшие в авторитарных семьях, которые предъявляли к ним слишком жесткие требования, испытывают много проблем во взрослом возрасте. Стремясь улучшить отношения, родители могут неосознанно ухудшить их.
Не только поступки, но и слова родителей оказывают влияние на развитие ребёнка. Шутки по поводу особенностей, запугивания, запрет на проявление отрицательных эмоций и сравнение с другими вредят психике ребёнка. И хотя родители произносят вредные и разрушительные фразы, желая добра, вместе с ними дети усваивают установки, способные серьезно отравить жизнь.
Фразы, которые могут испортить отношения с детьми
Наверняка, многие в детстве слышали от родителей угрозы «сдать в милицию» за плохое поведение. Упоминание пугающих сказочных персонажей или сотрудников правоохранительных органов, по мнению взрослых, должно улучшить поведение и отношения с родителями. Но ни тому, ни другому эти угрозы не способствуют, а вот невроз может развиться и впоследствии привести к неосознанному страху перед общением с представителями власти.
Сомнения в физических и умственных способностях ребёнка не способствуют установлению гармоничных отношений. Ломать, ронять и случайно опрокидывать вещи могут и взрослые. А вот фразы, вроде «руки-крюки» или «руки не из того места» негативно влияют на самооценку и лишают человека права на ошибку. Этот способ лингвистического программирования дает ребёнку понять, что он ничего не умеет и не может сделать качественно.
К эмоциям девочек родители более нетерпимы, чем к эмоциям мальчиков. Грустно и обидно может быть любому ребёнку. Стыдя мальчика за то, что он плачет, взрослые неосознанно программируют его на блокировку собственных чувств, которая в будущем принесет ему много проблем. Не менее разрушительное воздействие на детскую психику оказывает сравнение с самим родителем («вот я в твои годы…») или другим ребёнком («Маша/Петя умеют делать то, чего не делаешь ты»). Такие фразы дают ребёнку понять, что он недостаточно хорош и свидетельствуют о том, что родители не принимают его таким, какой он есть.
Таким образом, вместо гармоничного развития ребёнка, родители достигают прямо противоположного эффекта. Он не чувствует доверия со стороны значимых взрослых и не верит в себя. А это серьезно снижает самооценку и мешает человеку быть самим собой и развиваться в том направлении, в котором хочет он, а не родитель.
Родительский самоконтроль и гармоничное развитие ребёнка
Слова значимых взрослых, употребленные в адрес ребёнка — не просто слова. Ребёнок воспринимает гораздо острее те фразы, которые взрослым кажутся ничего не значащими. Но на самом деле они имеют под собой существенные внутренние основания. А все потому что некоторые родители стремятся видеть своих детей не просто лучшими, а «самыми-самыми». Отсюда и постоянные сравнения с другими, которые кажутся им более успешными.
Фразы, произносимые взрослыми, являются отражением их представления о мире. Ребёнок же строит свои представления, основываясь на семейных и общественных установках. И если он чувствует, что самые главные люди в его жизни не готовы принять его, то это оказывает отрицательное воздействие на его психику, и он перестает принимать себя сам.
Сегодняшние родители учатся уважать в ребёнке личность и принимать его таким, какой он есть. Больше внимания уделяется не только внешнему благополучию, но и заботе о внутреннем мире дошкольников и школьников. В качестве альтернативы авторитарному воспитанию многие семьи выбирают общение с ребёнком, построенное на доверии и взаимопонимании.
Но установки, транслировавшиеся из поколения в поколение, все еще сильны. Далеко не все готовы видеть в ребёнке отдельную личность, жизненные планы которой могут отличаться от родительских. Поэтому в стремлении воспитать «улучшенную копию себя», многие взрослые чересчур усердствуют и стараются воздействовать на ребёнка не самыми лучшими методами.
Когда-то физическое насилие по отношению к ребёнку считалось нормой, а родительский авторитет — непогрешимым. Это было свойственно традиционному обществу. Сегодня большинство людей считают физическое насилие недопустимым. То же самое происходит и в отношении эмоционального насилия, к которому взрослые часто прибегают от бессилия изменить что-либо в поведении ребёнка.
Разумеется, право на ошибку имеет и родитель, и ребёнок. Но личный пример значимого взрослого для ребёнка во многом красноречивее критики, рассказов о прошлом (которые могут быть и приукрашены) или сравнения со сверстниками, которые кажутся более успешными. Желания ребёнка и его представления о жизни могут отличаться от родительских. Сегодняшние взрослые не могут изменить свое прошлое, но они имеют гораздо больше информации о детском развитии и детской психологии. Самая основная задача современных родителей — умение увидеть в ребёнка отдельную личность, у которой есть право на эмоции, чувства и собственное мнение. Но не менее важно и для ребёнка, и для родителей — умение принимать самих себя, собственные слабые и сильные стороны.