Когда ребёнок растет, он вступает в социальный мир, в котором налаживает отношения со сверстниками. Какими они будут, зависит от его умения общаться. Первый опыт общения он приобретает в семье и очень хорошо перенимает модель поведения родителей. Часто быть хорошим другом мешает то, что эти привычки поведения могут быть деструктивными. Дети могут научиться обижаться, манипулируя на чувстве вины других, чтобы добиться для себя каких-то наград, использовать физическую силу и агрессию, чтобы привлечь внимание или взять то, что им хочется, зло шутить над другими, повышая тем самым, бессознательно, свой авторитет.
Все это может привести к отсутствию настоящей дружбы. Нежелательные последствия таких отношений со сверстниками заключаются в том, что дети, не имея другого опыта общения, становятся взрослыми с теми же привычками. Тогда они, и вырастая, не могут обзавестись настоящими друзьями, часто страдают от одиночества или предательства, им некому выразить свою боль и переживания, не имеют близких людей, кто мог бы искренне им посочувствовать, помогать, принимать и любить безусловно.
Пока ребёнок маленький и только учится завязывать отношения с окружающими людьми, его страдания от неумения общаться выливаются в обиды, жалобы родителям, неудачные попытки участвовать в коллективной игре. Детская психика пластична — они быстро забывают неприятности, которые с ними случаются и строят общение снова и снова, каждый день. Однако, если привычки деструктивного общения стали особенностями характера, то вскоре за ребёнком может закрепиться репутация злодея или ябеды, эгоиста или высокомерного агрессора. Тогда отношения в группе сверстников будут всегда идти по заведомо известному сценарию.
Родителям, которые желают знать, что не так с ребёнком, у которого не получается быть хорошим другом, следует понять, какие привычки поведения мешают этому.
Привычка все делать по-своему
Когда дети весело и долго играют, это значит, что они договорились об отведенных каждому ролях, учли потребности друг друга или следуют за успешным лидером, который установил правила для всех. Умение договариваться — важное качество каждого участника группы. Если оно присутствует и является ведущим в детском коллективе, это значит, что каждый ребёнок чувствует в нем себя хорошо и комфортно — дети уступают друг другу, но ни один при этом не остается обделенным.
Если ребёнок привык, чтобы все было так, как он сказал и не иначе, то вряд ли он станет уступать другим — роль, идею, слово, действие. Если коллектив дружный, такое поведение не станет поддерживаться детьми — они просто откажутся играть по правилам того, кто не учитывает их потребности.
Такому поведению ребёнок может научиться от родителей или одного из них. Если он не умеет уступать другим, проанализируйте, кто в семье делает также, чье слово является непререкаемым настолько, что чувства и желания других при этом не учитываются? Желая менять поведение детей, нужно начинать с себя. Измените привычки, станьте более мягким, уступчивым и сговорчивым. После этого стоит попытаться объяснять детям, почему важно учитывать мнение других во время игры или общения.
Неумение слушать других детей
Чем старше дети, тем большим умением слушать других они овладевают. Особенно это является актуальным во время обучения в начальной школе и в подростковом возрасте. В этот период все меньше времени уходит на подвижные и веселые игры, все больше его занимает общение. У ребёнка может не быть друзей, если он не умеет слушать других и совсем не обладает способностью к эмпатии. Это может проявляться как привычка все время перебивать собеседника, находиться «на своей волне» во время разговора, начать смеяться, вспоминая вчерашний случай, когда кто-то из детей о чем-то рассказывает.
Возможно ребёнок, который постоянно говорит только о себе, не слушая при этом других, не имеет возможности дома высказывать все, что накопилось у него на душе. Может быть, он подвергается запрету на выражение бурных эмоций, его рассказы никому не интересны или их считают глупыми. Стоит задуматься над тем, созданы ли в семье условия для свободного выражения чувств членов семьи. С каким интересом люди в ней слушают друг друга? Проявляют ли они сочувствие? Участвуют ли в беседе?
Умение слушать можно развить, если тренировать его. Обратите внимание на то, где находятся ваши мысли, когда кто-то рядом что-то рассказывает — сконцентрированы ли вы на собеседнике или нет? Для того чтобы уметь слушать другого, нужно научиться не перебивать его, пока он говорит, даже если очень хочется вставить слово, рассказом человека нужно проникнуться и представлять его. Быть эмпатичным — это находиться во время разговора на одной волне с собеседником, не просто слушать, а чувствовать и переживать вместе с ним. Учитесь проникаться тем, что говорит другой человек, тогда умение слушать разовьется тоже.
Злость и агрессивность отталкивает детей
Дружеские отношения могут не складываться, если не развита способность сдерживать негативные эмоции, такие как злость, раздражение, гнев. Детям управлять собой намного труднее. Если они обладают взрывным темпераментом, то легко могут ввязываться в драку. Когда от этого систематически страдают другие, то они, желая сохранить свою безопасность, будут стремиться держаться подальше.
В таком случае детям стоит объяснить, что с помощью физического воздействия невозможно добиться согласия и кроме того, можно потерять тех, кто проявляет дружескую симпатию. Вместе с этим стоит задуматься над тем, откуда у ребёнка привычки решать проблемы кулаками, возможно, у него присутствует невыраженная агрессия — тогда могут помочь психологические коррекционные занятия с детским психологом.
Привычка смеяться над другими
Мало кому приятно испытывать на себе насмешки со стороны. Если ребёнок смеется над другими в кругу сверстников, то это может быть причиной отсутствия у него настоящих друзей. Следует указать ему на это негативное проявление характера и научить приятным, добрым и более интересным способам общения, чем подтрунивать над окружающими.
Эгоистичные привычки ребёнка
Если ребёнок в кругу друзей или во время совместных игр ведет себя, желая, чтобы все привилегии доставались ему, но не другим детям, то он может прослыть эгоистом. Детям стоит объяснять, что в дружбе важно не только брать, но и давать — лучшие роли, игрушки, сладости, свободу выбора и действий. Каждому приятно что-то получать, а когда такая возможность является взаимной, это может стать началом хорошей и крепкой дружбы.