Хэллоуин — очень необычный праздник, который пришел к нам из западной культуры, и с каждым годом он становится все популярнее. Феномену этого эксцентричного мероприятия посвящено немало профессиональных исследований в области психологии личности. Расскажем о трех необычных типах поведения человека в период Хэллоуина и их толковании психологами.
Любовь к страху
Одно из чувств, которое объединяет поклонников Хэллоуина, — любовь к страху. Для многих людей канун Дня всех святых — отличный повод пощекотать себе нервы или попугать окружающих. Этому празднику посвящаются многочисленные фильмы ужасов, театральные постановки в жанре триллера, пугающие розыгрыши и карнавальные представления со страшными образами. Психология этого парадоксального явления весьма загадочна и объясняется по-разному. Существует по крайней мере три причины, почему людям нравится бояться.
Первая из них связана с чувством власти. Большинство людей в глубине души долго остаются детьми и нередко ощущают свое бессилие перед взрослым миром со всеми его жесткими правилами. Наблюдая за тем, как кто-то преодолевает сложнейшие испытания, пропитанные эмоциями ужаса, люди подсознательно испытывают некую власть над событиями, поскольку в момент просмотра находятся в безопасных условиях (дома на диване, в уютном кресле кинотеатра и пр.).
Примерно так же объясняется любовь человека к страшным розыгрышам. В идее «обмана» скрыто желание переложить свой страх на другого и торжествовать при ожидаемом результате — испуге жертвы. Таким образом человек наделяется особой властью над другими людьми, которые не подозревают о пугающей шутке. Эта власть, пусть длящаяся всего мгновение компенсирует то бессилие, которое человек часто ощущает в суровых условиях реальной жизни.
Вторая причина такого своеобразного поведения связана с нехваткой в организме гормона адреналина. Психология страха обязательно включает в себя эффект неожиданности, когда человеку нравится ждать чего-то неизвестного, непонятного и экстремального. Помимо адреналина, как показывают исследования, любовь к страху часто определяется дефицитом в организме дофамина — гормона, ответственного за эмоции удовольствия.
Третья причина, по которой люди хотят испугаться, особенно в канун Хэллоуина, заключается в желании преодолеть свои страхи. В этот праздник у многих появляется возможность столкнуться с глазу на глаз с мифическими монстрами и сказочными образами, которые с детства их пугали. Иногда детские страхи не отпускают человека даже в зрелом возрасте. Взглянув своей фобии в глаза, люди учатся справляться со своими страхами и контролировать эмоции. К тому же все страшные переживания, которые испытывает человек в период празднования Хэллоуина, помогают ему взбодриться, почувствовать себя по-настоящему живым, активным и забыть хотя бы на некоторое время о будничных заботах.
Эмоции власти и деидентификация
Для празднования Хэллоуина характерна атмосфера хаоса и стихийности. Люди нередко позволяют себе намного больше обычного. Психология личности находит тому логичное объяснение — анонимность и связанное с ней чувство власти. Полное изменение облика (красочный наряд и грим) открывает перед человеком возможность перевоплотиться в новую личность и остаться неузнанным, совершая при этом необычные и даже предосудительные поступки.
Психологи утверждают, что, как только человек перевоплощается с помощью костюма в новый образ, он словно избавляется от собственной личности, а значит, снимает с себя массу обязательств, которые он вынужден соблюдать в обычной жизни. Такие условия активизируют эмоции власти и порождают трансгрессивное поведение, которое включает в себя поступки, нарушающие общественную мораль.
Чтобы это доказать, в 1960-х годах американские ученые провели простой эксперимент. В канун Хэллоуина, когда дети в костюмах заходили в дом за конфетами, им разрешалось взять из общей вазы только одну конфету. При этом рядом с ними никого из взрослых не было. Их выбор фиксировала только скрытая камера. В результате переодетые в яркие костюмы дети (более 57%) забирали с собой больше конфет, чем им было разрешено. А когда процесс контролировали родители детей, лишь немногие (около 8%) из маленьких сладкоежек осмеливались нарушить правила. В таком поведении детей проявлялась психология анонимности: оставаясь неузнанным, ребёнок мог позволить себе больше положенного и даже пойти против правил. А наличие рядом близкого человека препятствовало таким поступкам.
У людей, потерявших на время чувство личной идентичности, наблюдается несвойственное им поведение. Помимо анонимности причина тому — влияние группы. Во время празднования Хэллоуина человек, переодетый в маскарадный костюм, находится, как правило, в группе себе подобных, ряженых людей. Психология личности начинает проявляться под сильным влиянием толпы, групповой динамики. Это позволяет выходить за рамки общепринятого поведения и провоцировать атмосферу хаоса. Психологи часто объясняют общественные беспорядки проявлениями деидентификации, когда человек попадает под влияние большой группы людей и теряет чувство собственного достоинства. Такое нередко происходит на демонстрациях, митингах, карнавалах, в том числе, и во время массовых праздников.
Выбор костюма и психология личности
Ношение костюма — это своего рода способ социальной коммуникации. Образ призван донести определенную информацию окружающим, чтобы получить на нее соответствующий ответ, реакцию. Вряд ли человек, специально купивший наряд на праздник, наденет его и останется дома в одиночестве. Благодаря своему образу он продемонстрирует обществу свой посыл, настроение, внутренние чувства и желания.
К примеру, одни из самых популярных образов на хэллоуинских вечеринках — те, у которых явно подчеркнута привлекательность: соблазнительные медсестры, отважные супермены, грациозные кошки, обаятельные вампиры и ведьмы. По мнению психологов, большинство женских костюмов характеризуются подчинительными ролями, когда как мужские образы чаще представляют собой спасителей и воинственных героев. Так женщины подсознательно сообщают о своем желании быть рядом с достойным и сильным партнером, который их возьмет под защиту. А представители противоположного пола, наоборот, готовы стать могущественными покровителями и спасителями.
Наблюдения психологов показали, что взрослые люди, выбирающие для себя костюмы отъявленных антагонистов (монстров, дьяволов, оборотней и пр.), желают ощутить эмоции власти, поскольку в обычной жизни чаще оказываются в роли жертвы. Иногда это результат эмоционального разочарования людей от политической и социальной неустроенности общества.
Согласно статистике, любовь к переодеванию на Хэллоуин больше наблюдается у молодежи (18-25 лет). Это объясняется тем, что молодые люди находятся в стадии психологического развития, пытаясь примерить разные роли и найти себя. Среди людей среднего возраста (30-45 лет) желающих перевоплотиться в новый образ, как правило, меньше. А тем, кому за 50-60 лет и вовсе отказываются от таких ролевых игр и предпочитают оставаться самими собой.