Планируя начать поиск репетитора для своего ребёнка, большинство неискушенных родителей сталкивается с весьма непростым вопросом: где найти достойного, опытного специалиста и каким требованиям должен соответствовать тот или иной преподаватель? MedAboutMe рассказывает о главных критериях, предъявляемых к репетиторам, и раскрывает секреты успешного и эффективного выбора «домашнего наставника».
«Вопрос дня»: для чего нужен репетитор?
Прежде чем приступать к выбору репетитора, для родителей важно конкретно определиться с целью своего поиска, то есть ответить на вопрос: для чего необходима помощь специалиста? К примеру, содействие приглашенного преподавателя может потребоваться, чтобы ребёнок:
- «подтянул» свои знания по какому-то определенному предмету;
- полноценно подготовился к сдаче школьного ЕГЭ;
- вооружился необходимыми знаниями для успешного поступления в ВУЗ и т. д.
Исходя из конечной формулировки ответа, станет ясно, на какого специалиста следует ориентироваться в своем выборе.
Настоящие профессионалы в сфере школьного репетиторства, как правило, предпочитают работать только в одном направлении. Если же репетитор заявляет о своей способности обучить ребёнка практически всему и в любые, даже суперкороткие сроки, не исключено, что результаты подобной «помощи» окажутся более чем плачевными. Причина такого явления едва ли нуждается в разъяснении: педагогу, «распыляющему» свои усилия на целый спектр учебных предметов, едва ли может быть свойственно углубленное владение каждой отдельной темой. Соответственно, и уровень знаний ребёнка, обучающегося у «репетитора-эрудита», в итоге может оказаться, в лучшем случае, выше среднего.
Как найти хорошего репетитора для ребёнка?
Приступать к поиску репетитора для школьника лучше всего в начале учебного года, поскольку позже может выясниться, что все хорошие преподаватели уже заняты. Самые эффективные направления при поиске школьного репетитора — это:
- опрос знакомых, родственников, родителей одноклассников ребёнка, ранее прибегавших к услугам репетиторов;
- беседа с преподавателями школ или ВУЗов, на предмет получения возможных рекомендаций;
- поиск репетитора по объявлению в газете или через интернет.
Многие современные родители отдают предпочтение последнему из обозначенных вариантов, посещая в целях поиска репетитора интернет-сайты специальных агентств или странички, где опубликованы объявления об актуальной для них услуге. Однако такого рода практика в наибольшей степени сопряжена с вероятностью выбора кандидата с низким уровнем профессионализма. Опытные и высококвалифицированные специалисты обычно не нуждаются в саморекламе и всегда имеют в своем «арсенале» достаточное количество учеников, пришедших к ним по чьей-либо рекомендации.
Тем, кто планирует обратиться к интернету при поиске репетитора, сделать правильный выбор помогут следующие советы:
- Не останавливайтесь на одном сайте; внимательно изучите несколько ресурсов, предлагающих репетиторские услуги. Подробно ознакомьтесь с анкетами преподавателей, где содержатся сведения об уровне квалификации специалистов и их опыте в сфере репетиторства.
- Отдельное внимание уделите поиску и изучению отзывов о возможном кандидате на роль репетитора. Не рассматривайте кандидатуры преподавателей, о которых оставлено большое количество отрицательных высказываний. В то же время, одна-две негативных оценки не обязательно могут свидетельствовать о низкой квалификации специалиста или о его скверных человеческих качествах. Не исключено, что причиной плохого отзыва является пресловутый «человеческий фактор», при котором в роли инициатора конфликтной ситуации выступил сам ученик или его родители.
- Отзывы, размещаемые на сайтах агентств по подбору репетиторов, в большинстве случаев, бывают оставлены реальными клиентами, поскольку уважающие себя компании дорожат своей профессиональной репутацией. В то же время, изобилие излишне «сладких» и умилительных отзывов на сайте частного репетитора — весомое основание для того, чтобы у родителей возникли сомнения в их правдивости. Высокая конкуренция на рынке репетиторских услуг вынуждает некоторых не слишком честных преподавателей «проявлять предприимчивость», что находит свое отражение, в числе прочего, в заказах на написание хвалебных отзывов или даже в публикации педагогами «произведений собственного сочинения».
Вопреки распространенному стереотипу, для подтверждения высокого профессионализма репетитора вовсе не обязательно наличие у последнего огромного опыта, наград и прочих регалий. Если ребёнку необходимо подтянуть пару школьных предметов или подготовиться к ЕГЭ, чтобы набрать в итоге 70-80 баллов, занятия с профессором или доктором наук определенно не являются насущной необходимостью. С поставленной задачей вполне сможет справиться хороший школьный учитель или грамотный студент-старшекурсник, обладающий опытом результативной подготовки детей к ЕГЭ. В то же время, дополнительным плюсом такого решения для родителей может выступить тот факт, что услуги «обычного» репетитора обойдутся для них в разы дешевле, нежели уроки от именитого преподавателя.
Три главных признака хорошего репетитора: памятка для родителей
Выбор репетитора для ребёнка можно считать удачным и оправданным, если приглашенный специалист:
- Ответственно готовится к каждому новому уроку и не занимается репетиторством более четырех часов в день. Репетитор, ежедневно и усердно работающий с учениками «с восьми до восьми», явно не заботится о том, чтобы выделять время на анализ результатов своей деятельности и на качественную подготовку к следующим занятиям.
- В совершенстве владеет предметом и практикует современную и эффективную методику преподавания. Умеет доступно объяснять сложные темы и может ответить на любые сопутствующие вопросы, оперируя при этом конкретными убедительными примерами.
- Проявляет в работе достойные личностные и педагогические качества — тактичность, вежливость, пунктуальность, ответственность, умение найти подход к ученику, исходя из его индивидуальных особенностей. Занятия всегда проходят в позитивном ключе и атмосфере доброжелательности. Репетитор общается со школьником как старший друг и добрый наставник, стремится сформировать в ученике интерес как к конкретному предмету, так и к учебе в целом.
Присутствие рядом с ребёнком такого преподавателя — не только гарантия достойных результатов занятий, но и немаловажный залог стремления школьника к самостоятельному достижению новых успехов в будущем!
Александр Пашков, предприниматель в сфере онлайн-образования
Принимая решение о том, чтобы начать заниматься с репетитором, важно учитывать несколько факторов, прежде всего:
- Конечную цель (нужно помочь ребёнку «подтянуться» по предмету, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовиться к экзамену, позаниматься для профилактики и т. п.). В зависимости от того, какая задача стоит перед учеником, будет сделан выбор. Важно понимать, что большинство репетиторов — не «многостаночники» и специализируются на чем-то конкретном: кто-то блестяще готовит к ЕГЭ, кто-то разрабатывает и внедряет экспериментальные методики, кто-то хорош на «коротких дистанциях» (т. е. оказывает экспресс-помощь по конкретному учебному вопросу).
- Возможности (финансовые, временные и др.). Сегодня рынок репетиторства велик. Педагоги предлагают свои услуги как в формате живого взаимодействия, так и онлайн-режиме (что дешевле и, в ряде случаев, удобнее). Попробуйте различные варианты занятий и выберите для себя максимально приемлемый.
Нужен ли репетитор, каждая семья решает самостоятельно. Универсальной формулы для выбора специалиста не существует. Принимая решение, в первую очередь, стоит руководствоваться мнением ребёнка. Также очень важно на предварительном этапе собрать информацию, поискать отзывы в интернете, поговорить с родителями, чьи дети уже обучаются с репетиторами. Без такого мини-исследования придется действовать вслепую — и в результате первая попытка может оказаться не очень удачной.
Выбирая педагога, обращайте внимание на опыт его работы; просите предоставить копии документов, подтверждающих образование и квалификацию. Попросите контакты нескольких учеников, которые могут дать репетитору рекомендации; поищите информацию о конкретном педагоге в сети интернет.
Если после первых двух-трех занятий ребёнок говорит, что недоволен своим педагогом, не игнорируйте подобные сигналы. Контролируйте учебный процесс, по возможности поприсутствуйте на нескольких занятиях, постарайтесь следить за прогрессом своего ребёнка.