Человек — существо социальное, но умение общаться не является врожденной способностью. Оно формируется постепенно, по мере развития личности. Совершенствовать коммуникативные навыки можно всю жизнь, однако за основу придется взять фундамент, заложенный в детстве. Становление базовых навыков общения происходит в дошкольном возрасте. И главную роль здесь играют отношения с родителями. Если малыш обделен вниманием близких и не может приобрести опыт коммуникации, в дальнейшем ему будет трудно взаимодействовать с окружающими. У него могут развиться такие качества, как неуверенность в себе, застенчивость, мнительность, замкнутость, черствость, эгоизм, страх перед общением. Задача родителей — помочь ребёнку успешно преодолеть все этапы наработки коммуникативных навыков. И приступать к обучению коммуникации нужно, когда малыш еще находится в колыбели.
Коммуникативное дошкольное развитие ребёнка
Младенец начинает коммуницировать с родителями с момента рождения. Он сообщает им о своих потребностях: плачет, когда голоден, агукает, когда доволен и отворачивается, если пища ему не нравится. Все это простейшие коммуникативные сигналы, на которые мама и папа реагируют определенным поведением. Со временем эти сигналы усложняются, на третьем месяце агуканье переходит в лепетанье, кроха все чаще приглашает маму к общению, привлекая ее внимание разнообразными звуками.
С 4-8 месяцев ребёнок начинает узнавать свое имя, примерно в год произносит первые слова. Дети, окруженные заботой и лаской, гулят и лепечут чаще, чем малыши, которым уделяют мало внимания. Чем больший интерес к себе чувствует ребёнок, тем он более разговорчив и общителен. Для детей первого года жизни очень важен телесный и вербальный контакт с мамой. Развитие ребёнка, который чувствует защищенность и любовь родителей, протекает быстрее. У него крепче психика, он меньше подвержен риску возникновения нарушений в психоэмоциональной сфере.
От 1 года до 3 лет — период, когда малышу необходим максимум вербального общения для пополнения словарного запаса и развития речи. В этом возрасте ребёнок уже достаточно комфортно чувствует себя, если рядом есть посторонние люди, а не только мама и папа. Можно расширить его круг общения, пригласив в гости дядей и теть, двоюродных братьев и сестер.
Желательно не созывать всю компанию сразу, чтобы кроха не растерялась в шумной обстановке. Начиная с трех лет, ребёнок активно общается со сверстниками. Он ходит в детский сад и играет с друзьями на детской площадке. Родители должны всячески поощрять контакты своего чада с ровесниками, в них ребёнок учится строить отношения на равных: знакомиться, договариваться, принимать в расчет желания других людей, заявлять о своих потребностях, разрешать конфликты.
Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии малыша
Как понять, что в дошкольном развитии ребёнка что-то упущено и у малыша появились проблемы коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:
- Ребёнок остается эмоционально безучастен, когда наблюдает счастливые моменты в жизни других детей, или когда ему читают сказку на ночь. Он не способен порадоваться ни успехам сказочных героев, ни удачам своих друзей.
- У малыша случаются перепады настроения, которые он не может контролировать: молчание сменяется резким криком, за громким смехом следуют рыдания.
- Ребёнок ведет себя слишком пассивно или отличается гиперактивностью.
- Родные и друзья страдают от его агрессивного поведения. Он постоянно грубит или пытается ударить.
- Ребёнок стал замыкаться в себе, часто обдумывает что-то. Его мучает какое-то беспокойство или страх.
Иногда родителям удается исправить ситуацию собственными силами. Но бывает, что найти причину такого поведения и подобрать методы коррекции невозможно без помощи специалиста.
Развитие у детей дружеских отношений и навыков коммуникации
Для развития у детей навыков общения и улучшения отношений в коллективе дошкольников, можно использовать тренинги. Они проводятся в форме игр, в которых участвует ребёнок и родитель или группа детей.
- Малыши рассаживаются на ковре, ставят на него пальчики и изображают осьминожек, которые при встрече радостно приветствуют друг друга.
- Ребята представляют, что их пальчики на правой руке добрые мышата, а на левой — злые волчата. Им нужно познакомиться и подружиться. Если ребёнок с этим хорошо справляется, ему нужно предложить пообщаться с пальчиками других детей.
- Один ребёнок изображает пловца, а другие дети становятся ласковыми волнами. Они окружают пловца и нежно поглаживают его со словами «мы любим тебя».
- Родитель бросает ребёнку мяч, произнося «я тебя люблю за то, что ты…». Ребёнок возвращает мяч, придумывая в ответ, за что он любит маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
- Пусть ребёнок поработает актером: изобразит радость, гнев, удивление, испуг. Ему будет легче вжиться в роль, если он представит, что съел вкусное мороженое (эмоция радости), кто-то взял без разрешения его игрушку (гнев).
- Теперь пусть ребёнок изобразит по очереди собачку, кошку, барашка и как следует поработает всеми частями тела: повиляет хвостом, полакает из блюдца, пободается. Затем пусть представит себя неодушевленным предметом: столом, пылесосом, закипающим чайником.
С помощью этих и похожих игр можно ускорить коммуникативное развитие ребёнка. В процессе тренингов ребёнок избавляется от скованности, ощущает возможности собственного тела, исследует свои эмоции, учится правильно интерпретировать мимику других людей. Групповые игры помогают преодолеть боязнь контакта, создают условия для наработки навыков дружеского общения.
Умение общаться — один из ключевых факторов достижения успеха, наряду с волевыми качествами личности и интеллектуальными способностями. От степени развития коммуникативных навыков зависит успешность личности в профессиональной деятельности и во многих других сферах жизни. Родители должны не упустить возможности первых лет жизни ребёнка, потому что в дальнейшем будет очень трудно компенсировать недополученное в детстве.