Отношение граждан к новой инфекции колеблется от полного отрицания опасности до панического ужаса при виде открытого человеческого лица на расстоянии менее 100 м. В сознании тревожных людей вирус вездесущ: выход на улицу сам по себе сопряжен со смертельной опасностью, а поход в магазин становится точкой отсчета инкубационного периода. Однако имеющиеся на сегодняшний день данные о коронавирусе SARS-CoV-2 позволяют утверждать, что не так страшен вирус, как нам кажется. MedAboutMe разбирается, какие ситуации представляют собой реальную опасность заражения.
Коронавирус: кашель, чихание и дыхание
Заболеет ли человек, если вдохнет один-единственный вирус? Нет, не заболеет. А 10 штук? Тоже вряд ли – зря что ли наша иммунная система «ест свой хлеб»? А сколько вирусов должно попасть в нос и носоглотку за раз или хотя бы на протяжении короткого времени, чтобы прорваться сквозь защитные системы организма и вызвать заболевание?
Ответ на этот вопрос связан с понятием «вирусная нагрузка». Это количество вирусных частиц в заданном объёме слюны, секрета слизистых, сыворотки крови, мочи и любой другой биологической жидкости организма. В каких-то жидкостях вирусов будет больше, в каких-то меньше. Это обычно связано с тем, какие именно клетки предпочитает вирус, где он размножается и как дальше распространяется по организму.
В отношении самого интересного для нас на данный момент вируса – SARS-CoV-2 – известно, что больше всего его содержится в слюне и в слизи, которую активно вырабатывают специальные клетки слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Это значит, что вирус с кашлем, чиханием и дыханием будет разлетаться по окрестностям. Крупные капли с вирусом упадут на землю и другие поверхности, а микроскопические капельки еще некоторое время будут находиться в воздухе в виде аэрозоля. Срок жизни их недолог – как только влага испаряется, вирус через короткое время погибает, защитных механизмов у него нет, он просто не приспособлен существовать вне живого организма. Тем не менее, пока вирус еще «жив», у окружающих есть риск его вдохнуть.
- При кашле изо рта больного человека вылетает около 3 тысяч капель с вирусами со скоростью 30 км/ч.
- Чихание – намного более опасное для окружающих действие: почти 30 тысяч капель, вылетающих в окружающую среду со скоростью более 120 км/ч, причем большинство капель – в виде аэрозоля, поэтому дальность их разлета выше, чем при кашле.
- Дыхание – самый безобидный способ распространения вируса. Количество выдыхаемых капель мокроты при дыхании ртом может составлять от 50 до 5000, но скорость их низкая, поэтому практически все они оседают на землю или на поверхности рядом с человеком. Еще меньше капель мокроты выделяется при дыхании носом.
Важно понимать, что основные скопления вирусных частиц в верхних дыхательных путях находятся глубоко в носоглотке. Поэтому при обычном дыхании концентрация вирусных частиц в выдыхаемом воздухе минимальна. Для SARS-CoV-2 точных данных пока нет, а вот для гриппа есть – 33 вирусных частицы в минуту выделяет зараженный человек при обычном дыхании. При разговоре их количество возрастает до 200 единиц/мин.
Исследования показали, что частота выявления коронавируса в образцах мокроты из дыхательных путей начинает постепенно увеличиваться за 3-4 дня еще до появления первых симптомов — человек становится источником инфекции. Вирусная нагрузка достигает максимума в первые дни после появления симптомов и постепенно снижается, сходя на нет на четвертой неделе заболевания. Продолжительность выделения вируса с мокротой колеблется в среднем от 14 дней у пациентов с легкой формой COVID-19 до 21 дня у больных с тяжелой формой болезни.
Следует также помнить, что у большинства людей заражение коронавирусом протекает бессимптомно. В целом, по расчетам ученых, за выделение 99% вирусных частиц вообще отвечают только 20% инфицированных людей.
Как получить критическую дозу вируса?
Ученые уточняют, что пока нельзя точно сказать, какое именно количество коронавирусных частиц является минимальной дозой, необходимой для заражения. Но предположительно это от нескольких сотен до тысячи единиц вируса. Когда такое количество вирусных частиц практически одномоментно попадает в дыхательные пути, большая часть из них погибает. Но несколько из них (может быть, 1-2 на сотню) прорываются сквозь все защиты и вводят свою РНК в клетки с рецепторами АСЕ2. Это запускает процесс производства новых вирусов, которые появятся через 1-2 суток.
Тысячу вирусных частиц можно получить за один вдох, если прямо на вас чихнул больной с COVID-19, а можно набрать их за 5 минут общения тет-а-тет с болеющим человеком, наконец, можно накопить это количество, ну скажем, за 100 вдохов — если просто находиться в одном помещении с зараженным человеком, но на протяжении довольно длительного времени. На улице, если мимо вас прошел больной, даже за 100 вдохов набрать критическую дозу вируса сложно — перемещения воздушных масс быстро снижают концентрацию вирусных частиц практически до нуля.
То есть, важны три момента: на какой стадии заболевания находится человек-источник инфекции, о каком объёме закрытого пространства идет речь и как долго вы в нем находитесь?
Распространение инфекции в ресторанах и офисах
Среди множества работ по изучению коронавируса следует выделить два исследования, посвященные проблеме распространения инфекции в замкнутых помещениях. Речь идет об офисах и ресторанах.
Китайские ученые из Guangzhou Center for Disease Control and Prevention проанализировали распространение коронавируса в ресторане, оборудованном системой кондиционирования. Наблюдения проводились на протяжении пары недель, с 26 января по 10 февраля, в городе Гуанчжоу. Источником инфекции оказалось семейство, приехавшее из Уханя, в составе которого, как выяснилось позже, был человек, зараженный вирусом, но не имеющий на тот момент никаких симптомов болезни.
В результате заболели 4 члена его семьи и 2 человек с двух соседних столиков, которые передали вирус еще троим своим близким. Анализ воздушных потоков в зале, вызванных работой кондиционера, показал, что заражение произошло в результате распространения аэрозольных капель с вирусом по направлению воздушного потока, в область действия которого попали пара соседних столиков. Остальные посетители ресторана, находящиеся на большем расстоянии и в стороне от воздушного потока, идущего от источника инфекции, оказались в безопасности.
Южнокорейские ученые из Korea Centers for Disease Control and Prevention обнародовали результаты анализа вспышки коронавирусной инфекции в крупном колл-центре. На этаже, куда в один прекрасный день пришел на работу зараженный человек, в результате было выявлено 94 зараженных сотрудника – из 216, работавших там же.
Практически все инфицированные люди, как оказалось, работали на одной стороне большого офиса без перегородок. На второй половине помещения случаи заражения были единичны и скорее всего связаны с перемещениями сотрудников по общим местам пользования. Важный момент: вспышка ограничилась только одним этажом, несмотря на то, что люди из зараженной части офиса пользовались лифтами, проходящими через все здание, общими входными дверьми, а также воздухом, который курсировал по вентиляционным системам объекта.
Результаты этих исследований подтверждаются последними данными, полученными от израильских ученых, о том, что подхватить вирус с поверхности мало шансов — он быстро гибнет, а останки его РНК неспособны стать причиной заболевания. Основной путь заражения — распространение вируса по воздуху, причем на фиксированное расстояние и без использования систем вентиляции.
Где сегодня чаще всего заражаются люди?
Вопреки опасениям граждан, самые опасные ситуации возникают не на улице, не в подъезде и даже не в аптеке или в магазине. Чаще всего люди заражаются или внутри семьи – семейные контакты сегодня стоят на первом месте в перечне бытовых ситуаций, чреватых заражением SARS-СoV-2, или в ситуациях, в которых они оказались не от великой нужды, а практически добровольно.
В перечень самых опасных ситуаций вошли пение хором, бизнес-конференции и занятия в тренажерных залах. Достаточно одного зараженного человека, чтобы все остальные присутствующие в помещении оказались в зоне повышенного риска инфицирования. И даже необязательно, чтобы этот человек относился к категории суперспредеров – людей, которые в силу активного выделения вируса и своей бурной деятельности становятся причиной заражения десятков окружающих их граждан. Сами события, предусматривающие массовое скопление людей в закрытом помещении становятся ситуациями-суперспредерами.
Еще одна категория ситуаций – собрания верующих. Значительная часть вспышек опасных инфекционных заболеваний (полиомиелит, корь и др.) в допандемический период происходила именно в религиозных общинах, члены которых пренебрегали вакцинацией. Достаточно было одного зараженного человека, чтобы вызвать вспышку болезни среди наиболее уязвимых членов сообщества. Аналогичная ситуация складывется и с COVID-19, от которого пока нет прививки. Рост заболеваемости в Москве связывают, в том числе, и с праздником Пасхи. Регулярно поступают сообщения о заражении коронавирусом священников и их прихожан. К сожалению, все это лишний раз доказывает, что вера против коронавируса бессильна.
В США и в некоторых других странах большое количество вспышек коронавирусной инфекции регистрируется на мясоперерабатывающих производствах. Низкие температуры воздуха, влажность, комфортные для вируса, а также сложность соблюдения социальной дистанции стали причиной того, что в США было зарегистрировано более 120 вспышек заболевания, которые стали причиной заражения нескольких тысяч человек и смерти десятков людей. В России известны случаи выявления зараженных работников мясокомбинатов, но обычно это сразу приводит к изоляции всех контактных лиц и приостановке производства на данном участке до полной дезинфекции. Поэтому до таких масштабов эта проблема в нашей стране не выросла.
Дома престарелых
Отдельная категория мест, где происходят вспышки коронавируса – это дома престарелых. Данная проблема есть во всех странах, за редким исключением. По разным оценкам, от 42 до 57% умерших от коронавируса в Италии, Бельгии, Испании и некоторых других странах Европы – это как раз жильцы домов престарелых. В Великобритании речь идет о 22 тысячах жертвах коронавируса из домов престарелых, а это почти половина всех умерших британских подданных.
Инфекция попадает в такие места как с недолеченными пациентами, выписанными из больницы слишком рано, так и с сотрудниками, которые во многих странах работают одновременно в нескольких заведениях и могут переносить инфекцию из одного в другое. Известно также, что часто у молодых и полных сил работников гериатрических учреждений болезнь протекает бессимптомно, в то время для пожилых людей с массой хронических заболеваний требуется намного меньшее количество вируса, чтобы заразиться.
Россия тоже столкнулась с этой проблемой. По данным фонда «Старость в радость», по всей России наблюдаются вспышки в домах престарелых, причем вне зависимости от формата заведения. Это могут быть психоневрологические интернаты, или частные заведения – инфекция распространяется везде. Если заболел хотя бы один человек – в течение короткого времени, несмотря на меры предосторожности, заражается еще 20-70% обитателей учреждения, включая сотрудников.
Ученые напоминают, что существует опыт Южной Кореи и Гонконга, которые умудрились не допустить ни одной вспышки коронавирусной инфекции в своих домах престарелых. Это стало возможным благодаря массовому тестированию и строгой изоляции заболевших людей. Кроме того, каждом доме престарелых в Гонконге был свой специалист по контролю за распространением инфекции.
Израиль тоже сумел избежать высокой смертности в гериатрических учреждениях, так как ввел строгую дисциплину для сотрудников и жесткий контроль за соблюдением правил предохранения от вируса.
«Никуда не выходил, сидел дома месяц...»
Впрочем, и те, кто безвылазно сидит дома, иной раз теряют осторожность. Часто наш мозг «забывает» ситуации, которые мы не считаем опасными. В результате возникают удивительные слухи о коронавирусах, распространяющихся через вентиляцию, причем сквозь стену между подъездами, об инфекции, принесенной из магазина на помидорах и бананах, а то и вовсе мистическим образом проникшей в наглухо запертую квартиру будущего «ковидного» пациента.
Практика показывает, что в ходе аккуратных расспросов такого человека обязательно обнаруживается близкий друг или дальний родственник, заехавший в гости за неделю до первых симптомов, а потом оказавшийся зараженным; или общительная соседка, которая забежала на пару часов рассказать о своей дочери, работающей в «ковидной» больнице; или курьер – без маски, зато с кучей документов, которые надо было подписывать его же ручкой.
С каждым днем мы получаем все больше информации о новом коронавирусе. Важно понимать, что наши представления о нем и о болезни, которую он вызывает, меняются. Однозначно можно сказать одно: маски и социальное дистанцирование — это основные способы профилактики коронавирусной инфекции на сегодняшний день. Отказ от посещения массовых мероприятий, контроль за защитой своих органов дыхания на работе, в магазине и в транспорте значительно снижают риск заражения.