13 ноября — день рождения талантливого педагога и хорошего человека Валентина Гаюи. Он первым начал за свой счет, по своей собственной инициативе обучать слепых детей ремеслам и грамоте. До него никто не заботился о судьбе несчастных, лишенных зрения. В знак признательности и для увековечения памяти В. Гаюи Всемирная организация здравоохранения приняла решение ежегодно отмечать 13 ноября Международный день слепых.
В наше время тоже находятся люди, заявляющие о своем стремлении помочь обрести зрение тем, кто слеп. Правда, намерения этих людей выглядят порой весьма сомнительными. MedAboutMe разбирается в теории альтернативного зрения. Разумеется, с точки зрения науки.
История вопроса: как все начиналось
Попытки отыскать способ видеть без помощи глаз предпринимались всегда. Искали ученые и врачи, искали йоги, мистики и… мистификаторы. Последние стремились не столько принести пользу человечеству, сколько снискать славы и денег.
Одним из таких деятелей стал Вячеслав Бронников, появившийся из ниоткуда в середине 1990-х. Смутные времена всегда рождают странных персонажей. Появление Бронникова стало логичным продолжением телесеансов Алана Чумака и полных залов на выступлениях Кашпировского.
Что же принес широкой публике Бронников? По его утверждениям, способность видеть, не используя глаза. А также возможность обучения яснознанию, предвидению и моделированию грядущего, бесконтактной диагностике и лечению болезней тела. Все это, разумеется, на энергоинформационном уровне, как же иначе.
Бронников предлагал обучить слабовидящих и незрячих детей и взрослых обходиться без органов зрения, практически вернуть им возможность полноценно жить и работать, избавившись от инвалидности и всех ограничений, вызванных утратой зрения. «Гуру» альтернативного зрения набрал группу детей и подростков, с которыми гастролировал по телепередачам, демонстрируя возможности своего метода.
Разумеется, после телевизионной рекламы Бронников начал организовывать курсы и классы, в которых все желающие могли за определенную сумму помочь своим детям обрести экстраординарные умения и навыки. Почему только детям? Потому что они «иначе видят».
Насколько соответствовали действительности «достижения» учеников школы Бронникова?
Легковерные родители, дети в черных масках и видение кожей
Сомнения в реальности происходящего возникали у многих очевидцев, другие же с готовностью верили, что ребёнок в широкой черной маске действительно способен читать любой текст, называть цвет предъявленной карточки и безошибочно определять, что изображено на картинках, показываемых ему в случайном порядке.
Здорово же — всего несколько десятков занятий по обучению «кожному зрению», и можно заглянуть под диван не глазами, подсвечивая себе фонариком, а всего лишь пяткой. Но на самом деле скептики неоднократно доказывали: все показательные выступления «группы учеников Бронникова» — чистое мошенничество. Талантливые дети показывали не столько феномен «кожного зрения», сколько феноменальную способность подглядывать в хитрые щели маски и пользоваться иными методами, хорошо знакомыми иллюзионистам.
Надев маску бронниковских учеников, справиться с показательными выступлениями по программе «кожного зрения» мог любой. Кроме действительно незрячих людей.
Интересно, что родители «супердетей», похоже, искренне верили в сверхспособности своих отпрысков. Быть может, не все, но многие.
Еще интереснее тот факт, что после серии унизительных разоблачений Бронников все-таки сумел добиться от сотрудников Института мозга РАН согласия на проведение исследования феномена альтернативного зрения. И даже получил в результате заключение ученых, позволявшее сомнительному методу обрести наукообразие. Статья о феномене альтернативного видения была опубликована в журнале «Физиология человека» в 2002 году.
Однако научное сообщество выступило с рядом заявлений о некорректности проведенных экспериментов. Результатом этого стало проведение повторного исследования «феномена слепого чтения». Выводы пришлось делать другие: «уникальные» способности подростков, учеников Бронникова, перестали считаться феноменальными. Так как стало совершенно ясно, что «кожное зрение» не более чем миф.
Адепты и последователи
Несмотря на неоднократные конфузы, Бронников не отказался от продвижения своего «революционного» метода в массы. Более того: у него появились последователи, тоже захотевшие припасть к источнику славы и денег. На телевидении неоднократно появлялись разномастные «гуру альтернативного зрения», вроде вальяжного Марка Комиссарова, собравшего целую группу детишек, радостно подыгрывавших учителю. Правда, никто из них не был действительно незрячим, никто не был способен «видеть» через любые другие материальные преграды, кроме особой маски, никто не мог распознать изображения, вложенного в самый обычный бумажный непрозрачный конверт.
Российские «недоброжелатели и завистники» так обидели Комиссарова, что он сбежал от неприятных вопросов в США. Но и там местные скептики его огорчили: лучшая ученица Комиссарова Н. Лулова не смогла пройти испытаний на достоверность.
Зрители «Минуты славы» могут помнить еще одного адепта «зрения без помощи глаз», некоего Павла Епифанова, который привез на шоу троих своих учеников. Мальчики демонстрировали те же приемы, которые можно было видеть и у воспитанников Бронникова и Комиссарова: специальные маски, распознавание изображений и текстов с якобы закрытыми глазами. Однако жюри отнеслось к фокусам Епифанова не так, как тот ожидал. Ребят пригласили показать свои умения перед комиссией из настоящих ученых. И результат был вполне предсказуемым: изменения в привычной схеме, устранение возможности подглядывать показали истинную цену «методике обучения альтернативному зрению». Дети резко перестали «видеть без помощи глаз».
От больших надежд к горечи разочарования
Человеку хочется верить в чудо. Особенно если этот человек лишен чего-то важного и нужного, того, чем обладают все остальные — зрения, например. Той самой возможности воспринимать окружающий мир с помощью сложнейшего, сотворенного самой природой за миллионы лет эволюции оптического прибора — наших глаз. Очень хочется верить, что можно научиться видеть каким-то другим способом — кожей рук или лица, таинственным невидимым третьим глазом или неведомым науке органом восприятия, упрятанным в глубины мозга.
Но горечь суровой реальности состоит в том, что такой возможности не существует. По крайней мере, природа не предусмотрела вариантов замены глаз другими органами. Иначе эволюция пошла бы иным путем. Точно так же обстоит дело и с другими паранормальными идеями. Например, если бы природой была предусмотрена телепатия, то незачем было бы развивать органы речи и язык. Если бы можно было видеть просто кожей, незачем было бы создавать зрительные нервы, «палочки» и «колбочки», воспринимающие свет, чудесную биологическую линзу — хрусталик, соединять все это в компактное глазное яблоко и упаковывать в глазницу. И развивать целый отдел мозга, задача которого — обрабатывать оптические сигналы и интерпретировать их.
Нет, надежда на обретение утраченного зрения все равно остается. Но не за счет развития сомнительных и невероятных сверхспособностей, а благодаря совершенствованию технологий. Первые искусственные глаза, способные воспринимать оптический сигнал и передавать его в мозг, уже пересажены и проходят процесс «обкатки».
В марте 2016 года возможность видеть с помощью бионического искусственного глаза получила 50-летняя американка Джейми Карли, полностью ослепшая в 26 лет из-за наследственного заболевания. В сетчатку ее глаза вживлен микрочип, принимающий сигнал от камеры, встроенной в специальные очки, и передающий его в мозг женщины. Первое время Джейми видела только контуры окружающих предметов, но постепенно мозг обучается распознавать и интерпретировать получаемые сигналы, так что женщина полна оптимизма.
За год до Джейми подобный бионический глаз получил пожилой британец Рой Флинн. И в этом случае операция прошла успешно: мужчина вновь начал немного видеть. Разумеется, о безупречном зрении мечтать пока не приходится, но Флинн теперь способен видеть движущиеся предметы, распознавать очертания вещей, людей и животных, отличать свет от тьмы.
В Кардиффе и Осаке ученые идут к решению проблемы возвращения зрения другим путем: ищут возможность выращивать новый глаз из стволовых клеток. Первые подопытные кролики уже осваивают искусственно выращенные «глаза», состоящие из сетчатки, хрусталика и конъюнктивы.
Ведутся исследования и еще в одном направлении: изучается возможность печатать бионические протезы глаза на 3D-принтере.
Можно ли сделать вывод, что утрата зрения скоро перестанет быть проблемой? Скоро или не очень, сказать трудно. Быстро только шарлатаны работают. Но в том, что не стоит пытаться научиться видеть руками, ногами, носом или ушами, сомневаться не приходится. Все-таки наука и технологии гораздо перспективнее мошенничества.
И последнее. В США существует Фонд Джеймса Рэнди. Любой, кто сможет доказать обладание паранормальными способностями, получит миллион долларов. До сих пор этот миллион никто не получил, в том числе и ни один из обладателей «зрячей кожи».
Ответственность за рекламу лженаучных методик во многом лежит на нашем телевидении. Ради того, чтобы удержать зрителя, любая смехотворная теория может быть представлена в наукообразном виде. Так произошло и с «методом Бронникова». Однажды я попросил знакомого журналиста принять участие в передаче, в которой Бронников рассказывал о своей школе «прямого видения». В процессе демонстрации журналист попросил маску и примерил ее. Оказалось, что между носом и щекой есть щель, через которую запросто можно видеть. Но тот момент, когда журналист повторяет действия учеников шарлатана и объясняет результат простым подглядыванием, из передачи вырезали. Зрители увидели только «феноменальное видение без помощи глаз». Так и рождается мракобесие.
Как физик-оптик могу сказать совершенно определенно: видеть кожей невозможно. Существ, способных видеть без глаз, нет. Есть только обладающие группами светочувствительных клеток, но никакого изображения они распознавать не способны. А все, имеющие глаза, неизбежно подчиняются законам оптики.
При повторной проверке учеников Бронникова, проведенной в 2010 году, экспериментаторы обратили внимание на то, что дети определенным образом наклоняют голову или совершают некоторые действия, прежде чем начать «видеть». Это стало поводом заподозрить их в подглядывании через щель у носа. Догадка подтвердилась, когда между читаемым текстом и лицом испытуемого экспериментатор поместил простой лист картона. Ребёнок сразу перестал «видеть», причем в самом буквальном смысле.
В отличие от многих восторженных почитателей Бронникова и Комиссарова, у меня большой опыт общения с незрячими детьми. Тщательное изучение материалов о деятельности этих «гуру» показывает следующее:
- Ни в одном видеоматериале нет ни единого кадра с действительно, тотально незрячими детьми. Это подтвердилось после переговоров с родителями детей, принимавших участие в экспериментах: у всех было и есть остаточное зрение.
- Непредвзятый наблюдатель легко замечает, что все участники испытаний всегда держат голову определенным образом, позволяющим видеть через узкое незакрытое пространство между краем маски и носом. При таком способе проявляется эффект улучшения зрения — любой близорукий это знает, и поэтому прищуривается, чтобы лучше видеть. На этом эффекте основан метод коррекции зрения с помощью перфорированных очков, известных еще с 19 века.
- Опрос учителей и родителей детей, занимавшихся по методикам Комиссарова и Бронникова, показал: никаких новых навыков или способностей дети не приобрели. Ни один ребёнок.
Мой опыт воспитания сына, обреченного на тотальную слепоту, говорит: если не рассчитывать на чудо, на некие таинственные способы разбудить сверхспособности, а просто создавать детям условия для развития и социализации, то они смогут прожить полноценную жизнь. А обманывать человека, столкнувшегося со слепотой, фокусами, давать ему ложную надежду — подлость.