Не все родители знают о том, что, когда ребёнок приближается к семилетнему возрасту, он встречается с жизненным кризисом. Дети в это время проходят очередной этап взросления, который приходится на начало школьного обучения.
Новый статус ученика оказывает большое влияние на то, как он будет справляться с трудностями в отношениях и своем развитии.
Что нужно знать о кризисе семи лет? Какие проявления в характере ребёнка говорят о нем? Как взросление детей отражается на семейных отношениях, школьной адаптации и детской психике?
Взросление ребёнка и его психика
Все физические и психологические системы организма ребёнка взрослеют и изменяются вместе с ним. Если он, до этого возраста, переживал много травмирующих событий, то это может отразиться на психике следующим образом:
- задержка умственного или речевого развития;
- замкнутость, необщительность;
- нарушения в коммуникативной сфере;
- психоэмоциональная травма и ее симптомы: бессонница, кошмарные сновидения, энурез, заикание, агрессивность, плаксивость.
В подобных случаях, взросление трудно назвать радостным и полноценным.
То, что происходит в детской жизни — отношения с близкими, в коллективе, заболевания, условия жизни — сказывается на психическом развитии. Поэтому, так важно следить за тем, чтобы ребёнок не испытывал сильного стресса, а, если это случилось, то получил максимальную поддержку от матери и отца.
Чем чаще дети до семилетнего возраста получают негативный опыт, тем больше риск того, что у них будут наблюдаться межличностные и психологические проблемы в период взросления.
Как правильно поддерживать ребёнка, если родителям не удалось уберечь его от отрицательного влияния эмоциональной травмы — он пережил длительную госпитализацию, развод родителей, появление малыша в семье, имеет трудности в установлении контактов с окружающими, является гиперактивным или закомплексованным?
- Давать понять, говорить о том, что взрослые — мать, отец — всегда рядом, и на них можно положиться.
- Подбадривать, вселять надежду на лучшее.
- Часто хвалить, взращивать сильные и положительные стороны характера.
- Быть терпимыми к недостаткам личности.
- Проявлять участие, быть внимательными к детским желаниям, чувствам, настроению.
- Поддерживать индивидуальность.
Приближаясь к семи годам, каждый ребёнок меняется внутри себя, и родителям полезно поддерживать эти изменения — это значит, они должны проявлять одобрение к тому, как он меняется, вместе работать над его недостатками и направлять развитие в правильно русло.
Привычки детей меняются
Семилетний ребёнок — уже не малыш, полностью зависимый от матери и отца. С одной стороны, он еще очень нуждается в их опеке и внимании, а с другой — приобретает новые привычки, которые говорят о его обособленности и самостоятельности. Все, чему он учится в этом возрасте, будет оказывать влияние на его характер и жизнь, поэтому взрослые должны контролировать данный процесс, и, при необходимости, работать над формированием полезных и правильных привычек.
Какие из них являются новыми и важными?
Режим дня, сна и питания. Обучение в школе предполагает строгое соблюдение режимных моментов. Если у ребёнка не будет стабильности в этих сферах — несбалансированное питание, поздние засыпания и тяжелые подъемы, отсутствие полноценного отдыха — то он может чувствовать себя уставшим, рассеянным, что плохо отразится на процессе обучения.
Дети соблюдают режим, когда видят, что это делают родители, взрослые настаивают на соблюдении, поддерживают ребёнка в этом.
К этому возрасту у него появляется много новых вещей — школьные принадлежности, одежда, книги. Взрослым полезно приучать ребёнка упорядочивать личные вещи, хранить их на своих местах, следить за целостностью и чистотой. Дети с удовольствием делают это, когда их инициативу поощряют, хвалят за успехи, помогают в выборе.
В этом возрасте у ребёнка расширяется круг друзей и знакомых и он, все чаще, начинает сравнивать себя с другими детьми.
В данный период родителям крайне важно дать понять ученику, что все, что с ним происходит — нормально и правильно: он может обижаться и ревновать, стремиться быть на кого-то похожим, пробует разные способы поведения. Если мать и отец будут поддерживать положительные стороны характера школьника, такие, как аккуратность, исполнительность, ответственность, внимательность, дружелюбие, оптимизм, смелость, то они прочно укоренятся в детской психике.
Подводные камни ответственности и самостоятельности
К семи годам у ребёнка начинает формироваться самостоятельность. Став учеником, он отвечает за то, что лежит у него в портфеле, в каком состоянии находятся книги и тетради, как он готовит домашнее задание. Немного привыкнув к обучению, дети начинают ходить в школу и возвращаться домой без родителей, возможно, некоторые из них остаются дома одни. В это время они чувствуют себя по-новому — независимо, отдельно.
Побочные эффекты самостоятельности это: попытки делать то, что не разрешают родители, например, пользоваться бытовыми приборами, ходить в гости к друзьям, приглашать к себе одноклассников, открывать дверь незнакомцам.
Родители могут обезопасить ребёнка и держать его стремление к независимости под контролем, если станут рассказывать о безопасности и требовать соблюдения правил.
Любовь родителей
Иногда эмоциональное состояние ребёнка в семилетнем возрасте является нестабильным: он «закатывает» истерики, казалось бы, на пустом месте, проявляет безосновательную агрессию, подолгу молчит, тревожится или расстраивается. Что способствует такому поведению?
Дети в этом возрасте начинают понимать, что детство заканчивается, и они становятся другими. Некоторые из них тревожатся о том, что отношения с родителями уже не будут близкими и веселыми или их вовсе перестанут любить. По этой причине ребёнок может начать отказываться посещать школу — подсознательно желая продлить детство и не «потерять» мать и отца.
Что могут сделать родители?
- Целовать, обнимать ребёнка, говорить ему о своей любви также часто, как они делали это, когда он был дошкольником.
- Не прекращать играть в семейные игры.
- Ребёнок должен знать: даже если он стал школьником — серьезным и самостоятельным — его не бросят и не перестанут любить.