Сегодня по телевизору, в газетах и журналах люди пожилого возраста видят множество рекламы лекарств или различных биологических добавок (БАД), обещающих вылечить различные проблемы — гипертонию, сердечные недуги, грибок, избавить от лишнего веса, взять под контроль обмен веществ и исцелить от многих других болезней. Многие из пациентов, особенно пожилые люди, привыкли верить тому, что говорится и пишется в СМИ, но так ли это на самом деле, можно ли применять таблетки, основываясь на рекламных слоганах, и как стоит относиться к такой рекламе? Очень трудно себе представить, что яркие картинки и серьезные люди, которых показывают в роликах или печатают в журналах, могут, мягко говоря, лукавить.
Стоит ли людям пожилого возраста верить обещаниям исцеления?
Когда человек пожилого возраста изо дня в день смотрит одни и те же ролики, сомнения в эффективности рекламируемых препаратов отпадают, и вера в чудесное исцеление при помощи этих лекарств укрепляется. Пожилой возраст — это почти всегда многочисленные болезни, неважное самочувствие, усталость и боли, от которых так хочется избавиться. И если в это время телевизор или журналы дают достаточно четкие указания — что нужно принимать при диарее или запоре, при аллергии, при грибке, простуде или сердечных недугах — люди волей-неволей на уровне подсознания запоминают эту информацию. Поэтому, когда определенные патологии дают о себе знать или же просто пожилой возраст сказывается, а хочется не стареть — в памяти всплывает информация о таблетках или БАДах, обещающих молодость и здоровье.
По уверению производителей, стоит только людям пожилого возраста прийти в аптеку, купить лекарство и принять его — и все проблемы решены. Телевизор, журналы и газеты создают устойчивое ощущение того, что врачи, собственно, и не нужны, достаточно только следовать инструкции и все.
Не опасны ли рекламируемые лекарства?
Давайте зададимся одним простым вопросом — если сегодня столько чудодейственных и эффективных лекарств, почему люди до сих пор болеют, умирают от заболеваний и количество пациентов в кабинетах докторов никак не уменьшается? Почему же аллергия и грибок никак не проходят, сердце все также болит, не смотря на оставленные в аптеках немалые средства? Создатели рекламных роликов или заметок играют на чувствах — недоверии к врачам, нежелании ходить по больницам, сидеть в очередях, используют вечную нехватку свободного времени. Реклама обещает помочь там, где «другие лекарства и врачи бессильны», давая новую надежду. Но не нужно верить всему, что пишется и говорится особенно в пожилом возрасте, когда уже достаточно много проблем в здоровье и хочется чувствовать себя лучше, а привычное лечение помогает не столь эффективно, как этого бы хотелось.
Чудодейственны ли таблетки?
Естественно, что сегодня закон о рекламе существенно изменен и запрещает рекламировать рецептурные и сильнодействующие лекарства. Реклама допускает только безрецептурные препараты, изделия медицинского назначения и сертифицированные БАД, но и эти таблетки, капельки и микстуры могут при неправильном применении, без учета противопоказаний или переносимости, наделать много бед, обострить хронические болезни или сформировать лекарственные осложнения. Даже банальные таблетки от головной боли, витамины или травяные БАДы должен прописывать врач — это непреложная истина, особенно актуальная для пожилых людей. Их болезни подразумевают постоянный врачебный контроль, функции печени и почек по обезвреживанию лекарств и различных компонентов БАД снижены, поэтому вреда от рекламных таблеток может быть больше, чем пользы.
Как правильно лечить болезни пожилых?
Стоит помнить, что как бы ни были пациенты заняты домашними хлопотами или работой, заботой о внуках, нужно уделять своему здоровью пристальное внимание, и помнить: большинство болезней требуют полноценной диагностики и многоступенчатого лечения. И вылечить их одной чудо-таблеткой, рекламируемой на всех каналах, невозможно, как бы красиво не расписывались ее преимущества перед другими препаратами. Стоит помнить, что производителей лекарств и БАД больше заботит извлечение прибыли из продажи препаратов, а не излечение пациентов от болезней. Им важно продать препарат, и о противопоказаниях или побочных эффектах они обычно скромно умалчивают или пишут мелким шрифтом, указывая стандартную фразу: «Имеются противопоказания, посоветуйтесь с врачом». И именно тут и кроется ключ ко всему!
Как покупать БАД, витамины и препараты
Перед покупкой любого препарата, даже поливитаминов, важно посоветоваться с врачом — не всей рекламе можно доверять, так как есть крупные компании и реально работающие препараты, а есть газеты и журналы сомнительного содержания, которые пишутся народными целителями, не имеющими профильного образования, с непонятными БАД и аппаратами для лечения. Важно оценить все показания и противопоказания и помнить: рекламируемые препараты — это не волшебные чудо-пилюли, прием которых абсолютно безопасно вылечит болезни за один курс. Нужно подробно читать инструкцию, понимать, что чудес на свете не бывает, и у любого лекарства есть как положительные, так и негативные эффекты, и препарат без подбора его с врачом может не то что не помочь, а еще и навредить.
Особенно это актуально для БАД, которые в отличие от медикаментов, проходящих длительные доклинические и клинические испытания по эффективности, безопасности и побочным эффектам, проходят минимум исследований, не дающих полного представления о том, как это вещество будет работать в организме, не станет ли оно опасным?
Важно помнить — любой лекарственный препарат, будь он рецептурный или безрецептурный, должен быть рекомендован врачом. Только доктор сможет, зная особенности патологии и историю болезни, сопоставить возможные пользу и вред от лечения, предупредить побочные эффекты и выбрать наиболее правильную дозировку. Какими бы ни были подробными инструкции к препаратам, подбор дозы, особенно в случае лечения серьезных патологий, должен осуществляться индивидуально, под контролем анализов, самочувствия и врачебных осмотров. Самостоятельно подбирать препараты нельзя!