Внимание — очень важное качество для развития ребёнка. Внимательный малыш способен лучше собирать информацию, анализировать и запоминать ее. Но не все дети рождаются с хорошо развитым вниманием. Родители могут помочь крохе развить в себе этот навык в интересной игровой форме.
Зачем ребёнку развивать внимание?
Хорошо развитое внимание дает очень много полезных ресурсов ребёнку. Пока кроха мал, и он только учится ходить, говорить, запоминать названия предметов и процессов, родители выступают для него в качестве главного источника информации. Но время идет, малыш накапливает свой собственный жизненный опыт. Чтобы развитие ребёнка происходило быстрее, крохе понадобится уметь самостоятельно обращать внимание на важные вещи, отделять их от второстепенных, выводить зависимости между явлениями.
Это только на взгляд взрослого может показаться, что в жизни ребёнка двух-трех лет не так уж много важной информации. То, что родители воспринимают автоматически, маленькому ребёнку еще только предстоит узнать и освоить. «Я перевернул на себя чашку с водой, она вылилась мне на майку, теперь мне мокро и холодно. Значит, нельзя подпускать воду к краю чашки, надо держать предмет ровно». Такая последовательность одновременно сообщает ребёнку о свойствах емкости и жидкости, о координации своих движений, а также демонстрирует причинно-следственную связь: облился — стало холодно. Для малыша это настолько большой поток информации из различных пластов восприятия, что он даже не сразу запомнит его. Но хорошо развитое внимание позволит запоминать больше деталей и выводить более глубокие закономерности, а значит, развитие ребёнка пойдет быстрее.
Развитие ребёнка на прогулке
Прогулка — самое подходящее место для игр на концентрацию внимания. Сама среда предоставляет множество материала для познания, в то время как дома ребёнок просто не будет фиксироваться на деталях — они привычны и знакомы для него. Но выходя на улицу, кроха автоматически настраивается на изучение нового и получение информации. Родители должны использовать эту активность в познавательных целях.
Совсем маленькому ребёнку можно предложить просто понаблюдать за окружающей реальностью. Вот растет дерево, оно называется клен, смотри, какие у него красивые листики. А вот птица пролетела — птицы перемещаются по воздуху, они могут не только ходить по земле, как мы с тобой. Пусть ребёнок задает вопросы — наверняка каждый день даже в привычном дворе он будет встречаться с чем-то, чего раньше не замечал. Поиск незнакомца можно превратить в ежедневный ритуал — ну-ка, чего мы еще никогда не видели?
Когда кроха подрастет, он заведет себе друзей, и ему захочется играть вместе с ними. В этом случае родители могут предложить игры для компании — это очень весело. Игры на выполнение условных команд одновременно требуют от ребёнка внимания к самой команде, правильной координации своих движений, а также наблюдения за другими участниками. Для облегчения задачи для начала можно предложить нечто противоположное по значению, например — «малыши и великаны». По команде «малыши» дети должны сесть на корточки и обхватить колени руками, а по команде «великаны» — подпрыгнуть, вытянув руки вверх. Звучит очень просто, но родители сами заметят, как очень скоро дети начнут путаться в движениях, а чтобы избежать этого, они должны будут лучше напрягать внимание. Так развитие ребёнка идет сразу в нескольких направлениях: физическая активность, интеллектуальная и реактивная деятельность.
Родители с малышом дома
Играть в развивающие внимание игры можно и дома — в конце концов, именно в квартире ребёнок проводит большую часть своего времени. «Наперстки» — эта игра навевает мысли о мошенничестве, но на самом деле в ее основе лежит предельная концентрация внимания. В нее можно играть с самым маленьким ребёнком. В роли наперстков выступят любые непрозрачные пластиковые стаканы, а в роли шарика — любой объект, который каштанами можно накрыть. Пусть родители покажут крохе, как спрятали шарик под один из стаканов, а затем несколько раз поменяют их положение. Ну-ка, кто угадает, где спрятался шарик?
Детям постарше можно предложить игру на запоминание порядка вещей. Вот на полке стоит несколько кукол — кто-то сидит на диване, кто-то на качелях, кто-то «беседует» друг с другом. Пусть ребёнок отвернется, а родители поменяют кукол местами. Потом малышу предстоит определить, что же изменилось. Игру можно усложнить, меняя местами аксессуары или одежду кукол. Если в детской нет большой коллекции игрушек, подходящей для такой игры, можно использовать самые разные предметы, в разном порядке располагая их на столе — цветные карандаши, ложки разного размера, чашки с разными рисунками. Неважно, с чем играть, главное, чтобы ребёнок обращал внимание на детали.
Дети любят книжки
Современный книжный мир предлагает большое количество пособий специально для развития ребёнка. Родителям нужно только воспользоваться предоставленными им ресурсами. Маленьком ребёнку не обязательны книги с заданиями — для него развивающим материалом может быть абсолютно любая книжка. В книжке с картинками текста немного, но родители могут просить малыша найти те объекты, о которых шла речь. «Наша Таня громко плачет». Где здесь Таня? Вот эта девочка, правильно. А где мячик? Куда его Таня уронила? Так иллюстрации в книге становятся не просто яркими картинками пред глазами, но обретают смысл для ребёнка, активируя его интеллектуальную деятельность.
Ребёнку постарше подойдут книжки с заданиями. Особенно популярны сейчас книги с наклейками. Они могут предполагать самые разные виды использования. Малыш может их вклеивать на страницы с иллюстрациями: вот ребята играют в футбол, но им чего-то не хватает. Для чего же оставлено пустое место внизу? Правильно, для мячика. Надо его найти на специальном вкладыше и приклеить на место.
Также картинки можно вклеивать в пустые пространства прямо в тексте. Из текста, который только что прочитали родители, ребёнок должен догадаться, какой персонаж должен появиться на этом месте. В заданиях чуть полегче место для наклейки имеет специфическую форму, в более сложных все располагается в одинаковых кружочках, крохе предстоит потрудиться.