25.11.2019 634

Не шлепать: 15 способов заставить ребенка вести себя хорошо

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Воспитание детей — дело непростое. Достаточно вспомнить о том, сколько среди профессионалов воспитателей и педагогов «от бога». Немного, к сожалению… Почему же мы думаем, что среди обычных родителей их больше? Умение воспитывать — редкий талант, потому многие родители часто совершают ошибки. Похожие на те, которые совершали их родители, потому что бабушки и дедушки поступали почти так же…

Если мальчика били — скорее всего, он будет уверен, что бить в воспитательных целях нормально и правильно. Вырастет и так же попробует «воспитывать» свою жену и детей. И знать не узнает о том, например, что 25 ноября во всем мире отмечается День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Да если и узнает, не воспримет всерьез — вот еще придумали глупость такую. Все же знают, «бьет — значит, любит». «Кого люблю, того и бью». Детей вот тоже.

MedAboutMe категорически не согласен с таким подходом. Потому предлагает несколько советов, которые помогут обойтись в воспитании детей без шлепков и подзатыльников и прервут эту порочную цепочку привычного насилия в отношении самых любимых и беззащитных — наших детей.

Воспитание детей без ремня и шлепков возможно

Воспитание детей без ремня и шлепков возможно

Как и любое другое воспитание, от цыплят до слонов.

Воздействие болью принято считать тем, что должно указывать ребенку на неправильное поведение, на нарушение запрета. Но обозначение нежелательности, неправильности действия или модели поведения может быть не связано с причинением боли. Ее не должно быть в отношениях тех, кто связан друг с другом самой чистой и безусловной любовью — между родителями и детьми. Хотя рамки и границы дозволенного устанавливать необходимо. Отсутствие физического наказания вовсе не означает вседозволенности. Но предполагает осознанность родителей в каждом действии и высокую степень ответственности за него.

Когда ребенок сделал что-то, что не укладывается в концепцию правильного поведения, когда он раз за разом ошибается, родитель может вспылить, выйти из себя и дать по попе. Потому что «сколько можно, он надо мной издевается, ведь сто раз говорили ему, что…»

Но если проанализировать все происходящее, разложить все по полочкам, то почти всегда оказывается, что:

  • Отшлепали не потому, что вина так велика. А потому что мама устала, поссорилась с папой, у нее болит голова/спина и ей очень жалко себя. Давая по попе своему ребенку, она вроде как «дает сдачи» обстоятельствам. Потому что попа ребенка — вот она, и сопротивления он оказать не сможет, а до обстоятельств поди, дотянись. Да и попы, по которой можно треснуть ладонью или ремнем, у обстоятельств нет.
  • Отшлепали вместо того, чтобы как следует объяснить, почему нельзя делать что-то. Или объясняли, но малыш еще в силу возраста не способен это понять или выполнять. Или предвидеть последствия своих действий. Просто еще слишком мал. И для того, чтобы дать отпор насилию — тоже. До поры.
  • Отшлепали, потому что забыли себя в возрасте своего ребенка. Забыли, как это страшно, когда самый важный в мире и самый любимый человек, от которого ты полностью зависишь, вдруг становится злым и жестоким. Как это больно — и не в месте шлепка, а где-то там, внутри, где внезапно образуется тугой горячий ком, сдавливающий горло и внезапно прорывающийся рыданиями. И вот ты ревешь в три ручья, а мама/папа только становятся еще страшнее и злее. Они требуют немедленно замолчать, словно это возможно — остановить это прорвавшееся громогласное горе так, чтобы не разорвало пополам маленькое тело. А помнить надо бы…
  • Отшлепали потому, что не знали, как можно иначе.

Вот мы и предложим несколько вариантов более рационального поведения. И более бережного. Ведь детей приводят в этот мир с любовью, так почему бы и не растить их так же, с любовью?

Выработайте систему «подкреплений»

Для положительных, желательных действий — сигналы одобрения, «положительное подкрепление». То, что вызывает у ребенка приятные ощущения, радует его и приносит удовольствие. Это ласка, игра, похвала, улыбка, объятие, получение чего-то желанного.

Для нежелательных действий и поведения — сигналы порицания, осуждения, неодобрения. «Отрицательное подкрепление» — лишение чего-либо желаемого, игнорирование, отстранение, отмена поощрения. Шлепок, конечно, тоже может считаться отрицательным подкреплением. Но его негативное воздействие на ребенка слишком велико, ведь дело не ограничивается одной болью, добавляется еще масса сильных негативных эмоций — обида, ощущение беспомощности, страх. И их последствия для психики ребенка могут быть слишком серьезными, чтобы можно было рекомендовать применять шлепки и затрещины в качестве отрицательных подкреплений.

В идеале каждое значимое действие должно получать соответствующее подкрепление. Это помогает в воспитании очень сильно. Но при соблюдении принципов последовательности и обязательности.

Использованные источники