Взрослые люди часто отпускают пренебрежительные насмешки — «как будто в песочнице!» Вероятно, они давно не общались с маленькими детьми и просто забыли, какие там кипят страсти, пока дети учатся общаться, заводить первые отношения, улаживать конфликты. Это может быть очень травматичный для детской психики опыт, если родители не помогут ребёнку осваивать социальные навыки. Так как же малыш может научиться успешно коммуницировать с другими детьми?
Нужны не только родители
Потребность в общении возникает у ребёнка в возрасте после года. До этого времени главные люди в жизни крохи — это его семья и, возможно, пара близких друзей дома, если они часто приходят в гости. Карапузу пока не нужны другие отношения — все его познавательные ресурсы задействованы в изучении пространства квартиры, новых игрушек, в освоении моторных навыков — умение сидеть, ползать, ходить, наклоняться хватать, перебирать и так далее. До года малыш спит по нескольку раз в день. Это довольно большое количество времени, и весь его распорядок дня организован вокруг времени сна. Кроме того, к активному восприятию чужих детей пока еще не готова организация психики крохи — инстинкт самосохранения диктует ему опасаться всех, кроме мамы и папы. Именно поэтому младенцы часто плачут при виде родных бабушки или дедушки, если те только изредка заезжают навестить его. Не стоит обижаться на ребёнка или его родителей — малыш еще не знает такого понятия, как «близкие родственники», ему нужно подрасти и накопить жизненный опыт для этого.
После того, как крохе исполнится год, родители стараются уже не просто гулять с коляской, но и выводить ребёнка на детскую площадку. Скорее всего, сначала малыш начнет осваивать именно песочницу. Другие аттракционы на площадке либо слишком опасны (перекатные качели), либо слишком велики (горка), а также на них может претендовать очень большое количество детей (качели с сиденьем). Песочница же хорошо подходит по размеру, там можно заниматься играми, очень актуальными в этом возрасте — изучать пространство, структуру и влажность песка, лепить куличики и рыть ходы. Почти все дети в определенном возрасте любят поковыряться с песком. Но песочница — большой по площади аттракцион, а значит, рано или поздно там появятся другие дети, которые тоже будут заняты какими-то своими делами. Так малыш открывает для себя мир других людей отличных от него, и в то же время не мамы и не папы. Это очень важный поворот в сознании ребёнка, практически, для него начинается новая эпоха.
Малыш-эгоист
Для очень многих детей опыт первых отношений сводится к конфликту. Это совершено естественно и обусловлено природной эгоистичностью младенца. Малыш появляется на свет очень слабым и уязвимым, его может погубить любая опасность, потому природа подарила ему механизм самосохранения, который требует предоставления всех ресурсов, какие только могут быть в доступе, чтобы обеспечить жизнедеятельность. Современные люди, имеющие за плечами тысячелетний опыт цивилизованной жизни и техногенном обществе, с трудом могут спроецировать на своих детей опыт выживания детенышей человека разумного. А между тем программы, заложенные природой, не меняются от изменения среды обитания. Современный малыш точно так же растет с уверенностью, что только ему должно принадлежать все, чего ему захочется. Так было всегда — весь год его жизни, пока потребности сводились требованию еды, сна, избавления от боли, смены подгузника. Впервые кроха мог столкнуться с запретом, когда родители не разрешили взять что-то опасное, но отношения с родителями — это совсем другое дело. А тут вдруг на улице рядом появляется кто-то совсем чужой, непонятно откуда взявшийся, он хочет сесть на мое место, или взять мою лопатку — как такое может быть? Я против!
Отношения в песочнице
Другой малыш представляет собой поначалу лишь другой объект для постижения — в глазах ребёнка он не сильно отличается по своему статусу от его коляски или машинки. Потому естественным первым взаимодействием будет схватить — самого товарища по песочнице или его игрушку — это уж как повезет. Иного опыта у крохи пока нет — он привык брать в руки и рассматривать все, что ему надо. Но другой малыш — такой же живой человек со своим прошлым маленького эгоиста. Он может быть против отдавать игрушку, и уж точно не обрадуется, если будут хватать его самого. Больше того, он и сам скорее всего заинтересуется новыми объектами рядом с ним. Два непонимания сталкиваются друг с другом — вот и готовый конфликт.
Чтобы этого не происходило, рядом постоянно должны быть родители. Очень часто, получив хоть какую-то свободу после долгих ежедневных прогулок с коляской, мама и папа хотят расслабиться на лавочке у песочницы — малыш вполне научился сам сидеть и перемещаться на бортике, он умеет сам лепить куличики, не тащит в рот грязный песок — нет необходимости постоянно дежурить около него. Это заблуждение — обучение ребёнка прогулкам на площадке еще только начинается. Для этого необходимо постоянное родительское участие и контроль, как тогда, когда кроху учили ходить и не давали упасть и удариться сильно.
Дети учатся видеть друг друга
Понять в полной мере, кто такой другой ребёнок, малыш сможет еще через несколько месяцев или даже лет — это и в самом деле сложное понятие. А пока родители должны научить кроху корректно себя вести по отношению к этому самому другому. Допускать причинения вреда, конечно, нельзя, но и невежливость тоже должна искореняться в самом начале. Родители должны быть рядом, чтобы перехватить руку малыша, когда он хочет схватить чью-то игрушку. Они должны предложить корректное решение: «Давай спросим у мальчика? Мальчик, можно взять твою машинку?» Если ребёнок ответит отказом — что же, значит придется объяснить, что его игрушками сейчас играть не получится. Умение правильно пережить отказ также очень важно, оно помогает развивать здоровое отношение к общению. Не все пожелания должны исполняться — это не катастрофа, это нормально.
Если родители оказались в роли другой стороны, и это их малыш не хочет делиться игрушкой, не надо настаивать и называть его жадиной. Речь идет сейчас даже не о чувстве собственности, а о праве на выбор. Ребёнок — полноценная личность, он может принимать решения самостоятельно в том, что касается его поведения, если это не причиняет вреда другим детям. И право не делиться у него тоже есть. В этом случае родители должны объяснить ему, что с ним тоже наверняка никто не поделится, и пусть кроха решет, что ему важнее. Как можно было заметить, это первое общение содержит в себе много тонких нюансов, освоить которые крохе не так уж просто, и на это потребуется время. Чтобы помочь ему грамотно выстраивать первые отношения, родители могут дома во время игр предлагать малышу ролевые сценки, где будут моделироваться возможные ситуации на площадке. «Ты пришел гулять и увидел в песочнице мишку, который играет с машинкой. Сначала мы скажем ему «привет», а потом? Тебе хочется его машинку — надо подойти попросить — попросишь? Он согласился — ты предложишь ему свою машинку на обмен? Нет? А если мишка тогда заберет свою назад? Ты не изменишь решение?» Это простые ситуации, но если повторять их достаточно часто, они сформируют в голове у малыша устойчивые модели выстраивания отношений, которые потом позволят ему получать настоящее удовольствие от общения на детской площадке.