Mob означает «толпа». Изначально термин «моббинг» использовался биологами для описания поведения групп животных, нападающих вместе на хищника-агрессора или представителя своего вида, имеющего некие отличия. Классические примеры моббинга в животном мире — стая воробьев, отгоняющая голубя. В переводе на «человеческую» терминологию моббинг у людей — это нападки и травля, исходящие от группы в отношении одной жертвы и встречающиеся практически в любом возрасте, в том числе среди детей.
Моббинг как явление
В русском языке есть понятие «белая ворона», включающее в себя всю смысловую нагрузку определения причин выбора «жертвы» при моббинге. Известно, что белые вороны практически не выживают, так как подвергаются нападкам со стороны представителей своего вида из-за цвета.
В людском сообществе причиной для нападок и травли может стать что угодно. В фильмах и художественных произведениях часто можно встретить описание персонажа, незначительно отличающегося от других внешним видом, поведением, устремлениями. Как правило, он подвергается насмешкам, за спиной или в открытой форме, а в жестокой среде тинейджеров — и травле.
Наиболее показателен пример фильма «Чучело»: новенькая в классе становится жертвой моббинга, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей. Сюжет «Чучела» показателен еще и отлично прорисованной схемой, в которой понятен механизм моббинга. В таких ситуациях травли всегда есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников.
Понятно, что явление групповой травли существовало задолго до появления фильма и исследований социологов. Так почему в последнее время о моббинге среди детей стали говорить намного чаще?
Причины распространения моббинга
Во-первых, в последние десятилетия стали говорить намного чаще практически обо всем. Просто за счет того, что возможностей оповещать людей появилось намного больше. Многочисленные газеты, журналы, телевидение и интернет — всем необходимы темы для привлечения внимания, тем более такие актуальные. То, что называют «всплеском моббинга», на самом деле является следствием создания открытого информационного поля.
Во-вторых, развитие тех же технологий позволяет усилить давление толпы на личность. Использование приемов кибермоббинга, преследования в цифровом пространстве (через смс-сообщения, чаты, комментарии и посты в социальных сетях, письма на e-mail). Тем, кто участвует в травле, порой даже нет необходимости сталкиваться с жертвой лицом к лицу, чтобы причинить значительный вред.
В-третьих, как ни печально, взрослое поколение подает отличный пример. Травля сотрудников на рабочем месте, проявления «дедовщины», высмеивание неугодных членов компании копируется детьми и переносится в условия своего мини-социума.
Поводы для моббинга: зависть и нетерпимость к «белым воронам»
Моббинг может начаться практически «на пустом месте». Это может быть принадлежность к более бедной или более статусной семье, новый телефон, желание поступить в институт и не быть, как все, любовь к животным, физические отличия (рост, вес, близорукость), плохие отметки, отличные отметки, повышенная эмоциональность, замкнутость и т. д., и т. п.
Как сформулировал профессор юриспруденции Дэвид Ямада, причина действий при моббинге является «не различающей статуса». Абсолютно любая характеристика любого человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим. Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то и прятать свои недостатки, привлекая внимание к чужим, кажется так легко.
К сожалению, социальное расслоение в обществе и общая напряженность из-за неуверенности в завтрашнем дне создают благоприятную почву для травли. А различные кинофильмы и передачи про насилие, где агрессоры остаются безнаказанными, подпитывают желание излить негативные эмоции на постороннего человека.
Как распознать моббинг
Шведский психолог и медик Ханц Лемайн, изучавший явления моббинга на рабочем месте, охарактеризовал его, как «психологический террор», и выделил 45 типов действий, относящихся к травле. Среди этих 45 разновидностей есть такие, как:
- окрики, общение на повешенных тонах;
- высмеивание;
- социальная изоляция;
- игнорирование;
- распространение разнообразных слухов и сплетен;
- клевета;
- унижение;
- обесценивание поступков и достижений;
- несправедливые обвинения;
- критика, выражающаяся как вербально, так и невербально;
- утаивание необходимой информации и т. п.
Эмоциональное насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда влечет за собой травму. В зависимости от психической устойчивости жертвы и наличия поддержки со стороны дети выходят из ситуации моббинга с меньшими или большими потерями. Но потери и травмы есть всегда, как бы несерьезно на взрослый взгляд не выглядели «дразнилки» ребёнка сверстниками.
Как говорить с детьми о моббинге?
Основной проблемой при проявлениях травли часто является отношение самого ребёнка или подростка. Дети (как, впрочем, и взрослые) склонны считать мнение большинства правдой, и эмоциональное насилие по отношению к себе воспринимают, как следствие своих поступков или «непохожести», желания выделиться. Это именно та схема, когда в насилии общество обвиняет жертву, потому что «не надо в мини-юбке ходить по вечерам».
Чувство вины, ощущение себя ответственным за проявления травли заставляет ребёнка замыкаться и на вопросы о школе бурчать под нос: «Все нормально». Поэтому в любой ситуации, есть ли подозрение, что подростка травят в школе, или нет, стоит начинать с разговоров о моббинге как явлении. Если ребёнок уже столкнулся с моббингом, это поможет ему открыться или же, в зависимости от того, кем он выступает в процессе травли, пересмотреть свое поведение и понять чувства жертвы.
Если дети не замечали никаких признаков травли в своем окружении, открытое обсуждение моббинга, буллинга (травли один-на-один), боссинга (эмоционального насилия со стороны учителей, тренеров и пр.) поможет им распознать признаки и правильно отреагировать в будущем. И не скрывать это от родителей.
Итак, первое, что нужно донести до подростка: это не его вина.
Что делать, если ребёнка травят?
Есть несколько шагов, способных помочь разрешить ситуацию.
Во-первых, разговор с тинейджером стоит строить не с позиции жалости или обвинения, а составления конструктивного плана. Вероятно, речь может пойти даже не о самом участнике процесса, а «об одном моем знакомом». Ну и пусть, если ребёнку так легче.
Во-вторых, надо посоветовать «не делать резких движений». Реальность такова, что явления моббинга в детских коллективах не всегда отслеживаются и воспринимаются как травля со стороны персонала учреждений. А вот драки и вспышки агрессии в ответ на «простую дразнилку» не останутся незамеченными.
Порой оценка ситуации со стороны помогает выявить детей, не участвующих в травле или делающих это неохотно. Можно посоветовать «одному знакомому» попробовать найти контакт с ними, объединиться в небольшую группу. Как правило, это снижает накал страстей в коллективе.
В-третьих, очень помогает вести записи происходящего. Буквально, кто кого толкнул, как обозвал, что подкинул в портфель. Это поможет оценить ситуацию, выявить лидера и — при открытой конфронтации — объяснить причины происходящего.
Внимание, важно не носить записи с собой и не показывать участникам травли.
Как только фактов наберется достаточно, сам ребёнок или его родители будут иметь возможность приступить к выполнению следующего пункта плана, имея на руках аргументы и доказательства.
В-четвертых, в детских учреждениях моббинг часто имеет место благодаря «политике невмешательства», а порой и поощрительным действиям или негативному примеру педагогов. С перечнем видов эмоционального насилия, происходящего с учеником, можно и нужно идти к классному руководителю, психологу, завучу, директору, подготавливаться к разговорам, встречам с родителями лидеров травли и классным собраниям. Для большей уверенности можно заручиться консультацией и поддержкой психолога со стороны и совершить пару визитов в школу вместе с ним.
И, в-пятых, быть готовым в случае необходимости сменить школу. Многим детям проще выйти из конфликтной ситуации «без боя», а персоналу учреждений порой сложно признать свою некомпетентность и пойти на решительные шаги для урегулирования конфликта.
Даже когда травля закончена, находиться рядом с участниками событий некомфортно. Если ребёнок просит о смене школы или класса, не надо противиться. Смена обстановки поможет легче перенести последствия моббинга.
Также полезно найти увлечение, хобби для подростка, не связанное со школой. Новые отношения в другом коллективе, осознание собственной значимости среди равных себе поможет укрепить самооценку и восстановить утраченную веру в себя.
Моббинг — травмирующее явление, особенно для детей. Без поддержки семьи или значимых взрослых подросток может получить крайне негативный опыт, формирующий его отношение к себе и людям в будущем. Не надо отмахиваться от «детских дразнилок» или жалеть времени, потраченного на разговоры и объяснения возможных видов и причин травли, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби. Сильные эмоциональные травмы в неустойчивом подростковом периоде чреваты серьезными последствиями, болезнями и нервными срывами, способными довести до суицида.