Утренники по праздникам, тихий час и манная каша... У каждого из нас свои воспоминания о детском саду.
Кто-то до сих пор общается с первыми друзьями, кому-то недосуг вспоминать о «зайчиках и снежинках», но объединяет всех нас беззаботное «детсадовское» бытие.
Первые дошкольные учреждения появились за границей, но прижились и закрепились в нашей стране прочно.
Кто и когда озадачился идеей общественного воспитания дошколят в России, и как развивалась у нас система дошкольного образования, рассказываем на MedAboutMe в День здорового питания и отказа от излишеств в еде.
Институт для образования характера
Как вы думаете, кому впервые пришла в голову идея собрать в одном месте маленьких детей для обучения, воспитания и развития?
Мужчине. Философу и предпринимателю Роберту Оуэну.
Передовые идеи развития общества совладельца бумагопрядильной фабрики воплотились не только в мероприятиях по сокращению рабочего дня и запрету на труд детей до десяти лет.
Оуэн страстно желал сформировать новый тип людей, свободных от предрассудков и пороков, грамотных и творческих. Для этого английский реформатор создал в шотландском фабричном поселке Нью-Ланарк целый образовательный комплекс и назвал его «Новым институтом для образования характера».
Комплекс состоял из нескольких учреждений:
- яслей для малышей от годика до трех лет;
- дошкольного отделения для детей до пяти лет;
- начальной школы для детей до десяти лет.
Институт мог принять одновременно до 300 детей, освободив тем самым матерей-работниц от забот о детях на время рабочего дня. Особо заботился Оуэн о том, чтобы дети с малых лет были ограждены от негативного влияния окружающих.
Главные качества для воспитателей Роберт Оуэн определил такие: любовь к детям, доброта и порядочность.
Современные родители, похоже, согласны в этом с английским философом, правда?
Сад для пробуждения души
Известное нынче всем название детского дошкольного учреждения придумал немецкий педагог-новатор Фридрих Вильгельм Август Фребель.
Идея изменить все в дошкольном детском заведении пришла Фребелю после изучения современной ему системы воспитания и образования детей в Германии. Она заключалась в том, что малыши, собранные в «школы», должны были часами сидеть молча, вывязывая чулки или изучая религиозные тексты.
Горячо любивший детей, Фридрих Фребель считал недопустимым подавлять естественный интерес детей к познанию окружающего мира и предлагал делать это с помощью игры, пения и развития творческих способностей под наблюдением образованных воспитателей.
Искренне считая детей нежными растениями, за которыми нужен тщательный и квалифицированный уход, Фребель назвал подобные учреждения «садом», где дети растут под наблюдением опытных «садовниц».
Педагог видел предназначение детского сада в «упражнении души, укреплении тела, развитии чувств и пробуждении рассудка при знакомстве с природой и другими людьми».
Несомненно, нынешним папам-мамам такой подход к воспитанию и образованию малышей тоже по душе.
Первая русская «садовница»
В Россию дошкольные заведения добрались в 60-е годы 19 века. Идею создания дошкольного учреждения для малышей привезла из поездки в Швейцарию чета Симоновичей.
Аделаида Симонович увлеклась новой теорией, прослушав курс лекций о работе детских садов Европы. На родину семейство вернулось с твердым намерением создать детсад в России. Однако, не смотря на передовые взгляды энтузиастов и учредителей, воодушевленных новаторскими идеями и желанием развивать дошколят, первые детсады не прижились.
Во-первых, они были платными, поэтому позволить себе определить ребёнка в казенное учреждение могли немногие родители.
Во-вторых, среди критически настроенной общественности были и врачи, которые с сомнением отнеслись к идее сбора многих детей в одном месте, утверждая, что сад станет рассадником болезней.
Даже знаменитый хирург, общественный деятель и педагог Николай Иванович Пирогов с недоверием отнесся к идее создания детских садов. Он сомневался, что «чрезмерной регламентацией коллективных забав» воспитатели сделают детей несвободными.
Попытки открыть дошкольные заведения в Москве, Петербурге, Тбилиси и других крупных городах не увенчались успехом из-за недостаточного финансирования, сопротивления общественности и заявлений врачей, что дети становятся слишком нервными из-за постоянных игр, пения и развивающих занятий.
Дети из дворницкой
Однако идея не забылась, а была подхвачена фребелевскими российскими обществами. Энтузиасты упорно продолжали внедрять теория дошкольного воспитания.
С помощью благотворительного общества в Петербурге в 1866 году открылся детский сад для малообеспеченных семей. Принимали в него детей работниц северной столицы.
В тот же год с помощью Общества попечения бедных открывается еще один садик, где оплату за пребывание ребёнка не требовали.
Следуя принципам Фридриха Фребеля, воспитательницы обучали малышей рисованию, играм, пению и рассказывали детям о явлениях природы.
А. Симонович, издававшая журнал о дошкольном воспитании и развитии детей, писала, что дети, «живущие в чуланах и дворницких», получили наконец-то возможность проводить время в больших чистых комнатах и развиваться правильно под присмотром образованных наставниц. В издании журнала о дошкольном воспитании принимал участие известный педагог Константин Ушинский.
Долой домашнее «рабство»
Ситуация изменилась кардинально в 1917 году. Новая власть провозглашает, что любому ребёнку дошкольного возраста, согласно «Декларации по дошкольному воспитанию», гарантировано бесплатное посещение дошкольных учреждений. К зиме того же года в Советской России уже открылись почти 300 детсадов.
Выполняя заветы великих педагогов и философов, воспитатели в детских садах серьезно занимались игрой, развивая способности детей.
Популярными стали ведомственные детские сады, рассчитанные на прием детей работников определенного предприятия.
Эти сады выполняли важную задачу государства — освободить женщину от домашнего «рабства», чтобы она могла активно участвовать в общественной жизни и работать полный рабочий день.
В современной России деятельность детских садов лицензируется Министерством образования. Постепенно вводится новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Основное внимание уделяется работе по раскрытию способностей ребёнка, познанию окружающего мира и помощи родителям в воспитании счастливого и способного ребёнка.
Система, когда дети просто получали сухую и не интересную информацию в детском саду, стала не актуальной.
Ребёнок должен почувствовать себя первооткрывателем и исследователем. Игре отводится ключевое место.
Задача воспитателя — пробудить в ребёнке активность, любознательность, общительность.
Все дети разные. У каждого ребёнка свой темп развития, характер и темперамент. Педагогам необходимо учитывать это для того, чтобы правильно и умело выстроить образовательный процесс.
ФГОС привнес изменения и в отношения с родителями. Родителям отводится активная роль в образовательном процессе.
Модернизация деятельности дошкольных учреждений по принципу развивающего образования проходит успешно.
Задуманное в теории, воплощается педагогами детских садов в реальную жизнь.