Родители возмущены: физкультура в школе становится «смертельным уроком». Официальная статистика сообщает: за прошлый год во время школьного спорта умерло 211 российских учеников. А по факту таких случаев больше. Почему так происходит и как погибают дети в школах, сегодня, во Всемирный день ребёнка, разбирается MedAboutMe.
«У нас нет информации о здоровье учеников»
Первую страшную статистику обнародовали в октябре 2017: за прошедший учебный год 211 уроков физкультуры привели к смертям 211 детей в России. Если вычесть каникулы и выходные, получается, что ежедневно один урок физкультуры приводит к смерти одного ребёнка. Причины — разнообразные.
По сообщению Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАН, количество смертей растет. В 2015 году в России отмечено 37 инцидентов. Исследование проводили по заказу Министерства образования и науки, чтобы учителя получили необходимую информацию о физиологических особенностях детей и подростков, уровне допустимой нагрузки. В 2016 году заказ на исследование не поступил, судьба методических пособий для педагогов неизвестна.
37 смертей — это не 211, хотя за каждым случаем — жизнь ребёнка, и каждый — чрезвычайное происшествие в школе и трагедия в доме. Геннадий Онищенко готов оспорить количество смертей учеников, так как 211 — слишком много для страны. Однако в эту статистику входят не только летальные случаи из-за нагрузок и болезней, но и жертвы халатности. За 2017 год официально из-за незакрепленного инвентаря погибло 10 детей. Так, действующий стандарт ограничивает массу футбольных ворот 50-ю килограммами, и это уже солидный вес. Но во многих школах установлены еще старые, чугунные сооружения, и денег на замену их нет.
Футбольные ворота — самый опасный инвентарь.
- 9 января в республике Тыва умер подросток, получивший черепно-мозговую травму из-за падения футбольных ворот.
- 13 апреля — подросток в Челябинске оказался под воротами, к счастью, все ограничилось переломами костей.
- 25 апреля — из-за падения футбольных ворот на голову 12-летней школьнице она впала в кому. Уголовное дело по статье о халатности было возбуждено, но обвинения никому не предъявили.
- 2 мая — в Сургуте на ребёнка упала часть школьных ворот…
Статистика нарастает, причем дети могут играть под присмотром учителей, а причиной падения становится неправильная установка и закрепление инвентаря.
Однако одной «физрой» инциденты не исчерпываются.
Причины смерти школьников
Если не ограничиваться уроками физкультуры и посмотреть на ситуацию в целом, то выявляется неприятная картина.
- 17 сентября — ребёнок-пятиклассник в школе Екатеринбурга начал плакать на уроке из-за сильной головной боли. Умер в машине скорой. Вероятная причина — отек легких, следствие ожирения и проблем со здоровьем.
- Ученик второго класса погиб, сорвавшись с лестницы. Дети катались по перилам, ребёнок не удержался и упал на ступени.
- Школьник принес с собой баллончик с газом и с одноклассниками нюхал его в подсобке. Результат — одна смерть, 3 отравления разной степени тяжести.
Чаще всего дети на уроках (и не только физкультуры) и переменах умирают внезапно. Основные причины — острая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, вовремя неустановленный порок сердца, злокачественная аритмия, то есть патологии сердечно-сосудистой системы. Причем у злокачественной аритмии внезапная остановка сердца может быть единственным симптомом.
У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. 211 подростков погибло в прошлом учебном году на физкультуре. Персональная защита данных к чему привела: у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребёнок.
Статистические данные подтверждают: нет единой причины гибели школьников. Их немало, хотя большая часть связана с болезнями, о которых педагоги не знают.
- Недостаточная информированность педагогов о здоровье ребёнка — проблема, с которой пытаются бороться, начиная с этого учебного года. Знание в данном случае — не только сила, но и здоровье: детей с различными болезнями можно распределять по группам и держать ситуацию под контролем.
- Повышенные физические и психоэмоциональные нагрузки тоже влияют на здоровье. У современного школьника «рабочий день» длится от 8 до 14 часов, не каждый взрослый выдержит. Если ребёнок в постоянном стрессе, ему не хватает отдыха, он недавно болел, все это чаще всего становится причиной развития патологии, которая повышает риск смерти.
- Недостаточная квалификация педагогов — тоже опасный фактор. Учитель может не учитывать индивидуальные особенности ребёнка, состояние его здоровья, или усиливать стресс и нагрузки в целом классе.
- Несчастные случаи в школе — трагедия. Однако вне школы они случаются чаще, и об этом надо помнить.
- Есть и статистика гибели подростков из-за вредных привычек: курения, употребления алкоголя и других веществ.
В школах США вопрос с информацией о здоровье решается довольно просто: родители обязаны сообщать все нюансы в письменном виде с документом от врача. Нет документов — школа не виновата.
В России сегодня ситуация такова: школы сообщают, что данных о здоровье им не хватает, и в этом виноваты родители. Родители указывают на педагогов как на источник опасности для детей. Медики в свою очередь бьют тревогу: в школах нет ни только знаний, но и кабинетов для помощи ребёнку. А без медперсонала педагог официально не имеет права оказывать помощь ученику ни в каком случае, это — превышение профессиональных полномочий и может повлечь уголовное расследование.
Школ, оборудованных кнопкой тревожной сигнализации, 82% от общего количества. Число организаций, имеющих медицинский кабинет или пункт в собственности или на условиях договора пользования, на сегодняшний день, 62,8%.
То есть, как минимум в каждой третьей школе нет ни медика, ни медицинского кабинета. Все, что может сделать учитель — вызвать скорую, причем согласно должностной инструкции это надо проделывать в любой ситуации: не только при остановке сердца или сильной травме, но и при порезе или разбитой коленке.
По мнению Юрия Оболонского, психолога и сопредседателя Национального родительского комитета, основная причина проблемы — государственная экономия на детях, которая приводит к несчастным случаям, обострениям болезней и патологий и учеников, и их учителей. Случаи, когда после травмы приходится вызывать две бригады скорой помощи — для ребёнка и для педагога с инфарктом — не так редки.
Как защитить ребёнка?
Все та же статистика сообщает: дети умирают в школе, но в большинстве случаев — не из-за школы. За последнее десятилетие в два раза выросло количество школьников с болезнями пищеварительной системы, в 4 раза — с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 3 раза больше детей с заболеваниями почек, на 15% выросло количество учеников с патологиями сердечно-сосудистой системы, психики, органов дыхания.
Дети болеют больше, а нагрузка растет. И за состоянием здоровья, и за регуляцией режима дня и количеством учебы следить, кроме родителей, некому. Если ребёнка не отвести к врачу — болезнь будет прогрессировать. Если учителю не сообщить о заболевании, последствия могут быть более чем серьезными.
Пока в школах устанавливают тревожные кнопки и ищут медиков, обучают учителей и разрабатывают методички, заботиться о детях надо самим. И делать это со всей ответственностью, пусть даже в нее придется включить проверку футбольных ворот на поле и турников в школьном спортзале.