Современные тесты на беременность просты, удобны в применении и дешевы. Их можно использовать дома, в поездке, да практически везде, и при этом не обращаться к врачам. Они сегодня – неотъемлемая часть здоровой беременности и рождения малышей. Удивительно, но именно эти свойства были основой аргументов против выпуска тестов в продажу в конце 60-х годов. Мужчины-врачи считали, что самостоятельная диагностика беременности аморальна. И выступали категорически против такой «излишней половой свободы». Между тем, придумала эти тесты именно женщина, не врач, а дизайнер упаковки, чье имя сегодня практически забыто, а в качестве отчислений за патент она получила… один доллар. В Международный день защиты детей рассказываем о самоотверженных людях, которые были в самом начале пути в методах диагностики беременности.
Фермы лягушек и забытый советский ученый
Первые «тесты на беременность» существовали еще в древнейших цивилизациях, и некоторые из них даже работали! То брали мочу и поили ей мелких животных, то поливали мочой семена овса и ячменя. Были и странные тесты: посмотреть женщине в глаза, испугать громким звуком. Наука прошла через множество попыток создать достоверный анализ на беременность, пока в конце 1920-х годов не был разработан гормональный метод для диагностики на ранних сроках, реакция Ашгейма-Цондека.
Борис Михайлович Завадовский, советский ученый, академик создал основную часть теста – как определять содержание гормонов в моче. Хотя начинал он с изучения лошадей и коров, поднимая поголовье сельскохозяйственных животных в начале 30-х годов прошлого века.
Начинал Борис Михайлович с инъекций гормонов курам, собакам, крупному скоту. Его исследования стали базой для понимания гормональной терапии в поддержку беременности и даже используются сегодня в схеме смены пола у трансгендерных пациентов. А немного позже он нашел в крови и моче будущих мам гормоны плода, которые позволяли довольно достоверно определять пол ребёнка. Эти реакции стали основой современных методов диагностики, и хотя имя академика Завадовского сегодня мало кто помнит, мы пользуемся плодами его разработок.
Хотя методики и были разработаны, простого и легкого способа диагностики ранней беременности у нас не было. А что было? Удивительно, но решением вопроса «беременна или нет?» долгое время были исследования на лягушках. Частные лягушачьи фермы дарили надежду бездетным парам.
Нина Коленко – одна из тех, говоря буквально, героических женщин, кто вылавливал в холодной воде лягушек сотнями, долгое время отказывал себе в нормальных условиях, отказываясь переезжать в квартиру, ведь для земноводных там места нет. Летом лягушек надо было постоянно отлавливать, а зимой – содержать в доме, топить печь, укрывать их одеялом и ежедневно устраивать им ванну в ледяной воде из колодца.
С 1953 года клиентами этого питомника были медицинские институты, женские консультации и родильные дома. Женщины вставали в очередь к дверям деревенского дома в пять утра, чтобы за один рубль купить «тест» и к семи часам доставить его в клинику на анализ.
Методика была хоть и неудобна, но довольно проста и эффективна: по «лягушачьей технологии» самцу вводили мочу пациентки. Если беременность уже развивалась, у самца высеивались сперматозоиды. Квакушкам такой метод ничем не угрожал: спустя семь дней их опять можно было использовать для исследования. Схема «теста» была разработана еще одним врачом, чье имя сегодня забыто. В послевоенные годы он защитил диссертацию на тему определения беременности, а позже уехал в США, где занимался уже современными тестами. И это – очень непростая история.
От губной помады до теста на беременность
Юный графический дизайнер Маргарет Крейн – та, кому мы действительно обязаны появлением современных тестов. Без ее борьбы все появилось бы намного позднее. В 1967 году она начала работать в фармацевтической компании Organon в Нью-Джерси, где создавала упаковки для косметики.
Любознательная 26-летняя девушка изучала продукцию фирмы. И в одном из кабинетов увидела пробирки, установленные над зеркальным столом. Оказалось, что это – тесты на беременность, которыми пользуются врачи. В пробирку с реагентом капали мочу пациентки и в зеркале отслеживали выпадение красного осадка на дне. Если он появлялся – беременность подтверждалась. Весь тест занимал 2 часа ожидания и не требовал никакой специальной подготовки.
Маргарет сразу решила, что это идеальное приспособление для использования дома. Ведь нужны только реагент, усовершенствованная пробирка, и не нужно лишний раз идти к врачу! Эта идея буквально застряла у нее в голове, и избавиться от нее не удавалось.
Те «пробирочные» тесты на беременность, как и сегодня, реагировали на выработку гормона ХГЧ. В России они появились в 90-х годах, но быстро уступили место тест-полоскам. А в далекие 60-е юная Маргарет решила, что женщины должны иметь возможность знать о своем состоянии до визита к врачу, без давления мужей, бойфрендов или родителей. И она создала миниатюрный образец домашнего теста, назвав его «Предсказатель» (Predictor). В «Предсказатель» входила пластмассовая коробочка-подставка с зеркалом на дне, пипетка и пробирка с реагентом. Надо было только капнуть мочу в пробирку и через 2 часа заглянуть внутрь. Простое, дешевое в изготовлении, удобное устройство должно было вызвать восторг. Но вызвало только резкий протест руководства компании.
Противники сыпали аргументами: «Мы потеряем бизнес», «Женщины не способны понять, как этим пользоваться», «Это просто аморально, они не должны это делать сами! Определение беременности – дело врачей». Надо ли говорить, что практически все врачи тогда в США были мужчинами?
Закона об абортах на тот момент еще не было, но все считали, что женщины в попытках узнать о беременности хотят только ее прерывания. Маргарет отстаивала другую точку зрения: будущие матери хотят как можно раньше узнать о своем состоянии, в особенности те, кто уже давно пытается завести ребёнка. С ней не соглашались.
Спас изобретение тот факт, что американская фирма была только частью компании, и главные боссы были голландцами. Их-то и известило начальство Organon о новом устройстве. Европейцам оно показалось намного более привлекательным. На международное совещание мисс Крейн не пригласили, но она все равно пришла и принесла свое изобретение. На фоне сложных устройств, разработанных мужчинами, ее «домашний тест» выделялся простотой и минимализмом. Рекламный менеджер, не зная о тайной войне тестов, без сомнений выбрал вариант Маргарет. Дизайн утвердили. Казалось, дело сдвинулось.
40 миллионов в год и один доллар за патент
Но женщина-изобретатель без медицинского образования в мире врачей не могла оказаться умнее. Производство теста Маргарет опять застопорилось, сказали, будет слишком дорого. Ей пришлось взять рекламные издания и самой найти тех, кто согласится выпускать коробочку и пробирку, причем всего за треть стоимости, обозначенной боссами фирмы. Organon оставалось только согласиться, а еще – зарегистрировать патент на имя компании и Маргарет. Хотя ее и вписали в патент, но поставили условие: отказаться от прав, получив взамен… один доллар и ноль доходов с продаж!
Маргарет настолько жаждала увидеть наконец в аптеках тест, что согласилась. В первые 4 года продаж «Предсказатель» принес компании 40 миллионов долларов, а имя Маргарет Крейн было вычеркнуто из истории.
В 2012 году, спустя более полувека после изобретения, Маргарет прочитала очередную статью об изобретении теста на беременность и, как всегда, не нашла там упоминания о себе. Тогда она наконец решила действовать. В ее шкафу все еще хранился первый «Предсказатель», который она выставила на аукцион, сопроводив описанием. Прибор купил Национальный музей американской истории, и тогда имя Маргарет впервые появилось в прессе.
Судьба не дала Маргарет шанса использовать «Предсказатель» для себя, но ее изобретение все же повлияло на личное счастье. Ее мужем стал тот самый рекламный менеджер, который присутствовал на совещании в Organon и выбрал ее дизайн среди прочих тестов. А современные тесты на беременность – просто усовершенствованные модели все того же устройства, коробочки с зеркалом, пробирки и пипетки, за которое Маргарет Крейн пришлось бороться с предубеждениями и жадностью владельцев американской фармацевтической компании.