Развитие ребёнка постепенно подходит к такому важному и ответственному шагу, как первый класс. Уже позади трудности детского сада, выбрана школа и учитель, ребёнок прошел программу подготовки к школе, казалось бы, все трудности уже позади. Но, к сожалению это не всегда так, часто трудности возникают там, где дети и родители их ожидают меньше всего.
Как социальная психология определяет уровень развития ребёнка, идущего в школу?
Социальная психология говорит о том, что зачастую трудности своего первого класса мы помним очень плохо. Ведь семь лет — это еще детство и все плохое забывается очень быстро, к тому же впереди столько ярких и значимых событий (средняя школа, экзамены, выпускной, юношеские влюбленности). Многие родители уверены, что если дошкольное развитие ребёнка прошло гладко, то есть, ребёнок к школе умеет читать и писать, доброжелательно настроен к детям в своем дворе, то проблем с адаптацией у него не может быть. Но трудности могут проявиться и не стоит их недооценивать, они впоследствии повлияют и на гармоничное общение со сверстниками и на самооценку ребёнка, и на успеваемость в учебе.
Школьная программа довольно усредненная, но развитие ребёнка у каждого разное. Для некоторых детей нахождение в новом, шумном коллективе уже является стрессом. Особенно, если такие дети не посещали детского сада. Нагрузка для них будет очень высока, гораздо выше, чем для других детей. Конечно, со временем и они вольются в школьный режим. Но повышенная утомляемость, частые приступы плохого поведения, а, возможно, и временное ухудшение здоровья вполне могут быть. Так же страдают от повышенной утомляемости дети, которые пошли в школу раньше положенного срока.
Для развития ребёнка в этом возрасте важны даже месяцы. Ребёнок в шесть с половиной лет еще не так хорошо усваивает информацию, не настолько усидчив, чем дети в семь лет, а ведь в их классе могут быть дети, которым уже исполнилось семь с половиной! Тяжело приходится и учителю, нужно выбрать темп обучения, который подойдет большинству детей. Если же ребёнок не справляется с нагрузками, не стоит бояться ему помочь, поддержать его, возможно, доделать за него какую-то мелкую работу, чтобы снять с него часть нагрузки. Если развитие ребёнка не позволяет ему выполнять задания, где требуется задействовать память или внимательность, то родителям необходимо уделять этому дополнительное внимание. Пробовать учить стихи, пересказывать тексты или увиденное за день, но только в игровой форме и когда ребёнок к этому расположен.
Дошкольное развитие ребёнка. Советы психолога
Психологи часто говорят о том, что начальная школа — это, по сути, продолжение детства. И даже если дошкольное развитие ребёнка прошло вполне успешно, не следует резко вводить оценочную систему успеваемости. Для ребёнка достижением в этом возрасте является абсолютно все. И что выучил, и что смог рассказать, и мероприятия, в которых принял участие. Родителям и педагогам следует максимально поддерживать и ободрять ребёнка, сравнивать его только с самим собой.
На первых этапах становления процесса обучения важнейшим приоритетом является максимальное поощрение познавательного интереса. К сожалению, очень часто дошкольное развитие ребёнка не подготавливает его к высоким нагрузкам, а если еще и родители становятся на сторону школьных строгостей, а не самих детей, то интерес к процессу обучения может угаснуть безвозвратно. Это чревато серьезными личностными проблемами, не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни.
Еще одним моментом, на который психологи всегда обращают внимание — это отношения в семье. Часто родители первоклассников меняют свое поведение, мотивируя это тем, что ребёнок стал взрослее и относиться к нему нужно иначе, почти как к взрослому. Такое отношение в сочетании с новой обстановкой и школьными нагрузками не пойдет ребёнку на пользу. Дети в этот период остро нуждаются в любви и поддержке со стороны родителей. Им важно знать, что дома их ждет привычная спокойная, доброжелательная атмосфера. Что их успехи будут по достоинству оценены, а неудачи не будут восприниматься как некая трагедия.
Если у детей отсутствует уверенность в этом, то они могут эмоционально отстраниться, либо же вести себя агрессивно. Ничего из этого не способствует установлению крепких семейных взаимоотношений. Оценки, успеваемость, школьные мероприятия, конкурсы — это, конечно важно, но не настолько, чтобы лишать ребёнка важных для него проявлений любви и участия. Дети ждут, что к ним будут еще какое-то время относиться как к маленьким и, возможно, не стоит лишать их этого.
Как школа влияет на социальное развитие ребёнка?
Начальная школа — новый виток социального развития ребёнка и новых социальных отношений. Дети стараются заводить новые знакомства, у них формируются взаимоотношения в коллективе. Дружба с новыми детьми строится уже на базе общих интересов и увлечений. Значительных изменений в процессе развития ребёнка претерпевает его внутренний мир, он усложняется.
Теперь социальное развитие ребёнка должно обязательно включать в себя разностороннее общение со сверстниками, существует потребность делиться с ними секретами, своими мыслями. Общения только с родителями на этом этапе уже недостаточно. В этом свете дети очень тяжело переживают, если социальные связи не налажены. Отсутствие друзей, непринятие в коллективе тяжело ранят ребёнка. Ухудшается настроение, часто такие дети начинают грустить, на первый взгляд, без видимой причины.
Как помочь ребёнку в этом случае? Ни в коем случае не стоит преуменьшать значимость этой проблемы. Ведь неумение влиться в коллектив и избегание трудностей могут перейти с ним во взрослую жизнь и стать неотъемлемой чертой характера. Родителям необходимо выяснить суть проблемы, разобраться во взаимоотношениях в детском коллективе и подсказать возможные пути решения. Социальное развитие ребёнка в этом возрасте недостаточно развито, родителям необходимо предложить темы для разговоров с детьми, поводы для звонков и дружеских встреч. Всячески способствовать установлению дружеского общения.