Когда дети взрослеют, они узнают много разной информации об окружающем мире, своей личности, отношениях с другими людьми. Иногда эта информация является неверной или искаженной. Так бывает в случае, когда родители не все рассказывают детям, и знания достаются им из других источников: приятелей, улицы, школы.
Бывает так, что дети не знают, как вести себя в опасной ситуации, что можно и что нельзя делать дома, на улице. В результате этого, у них может сформироваться неправильное отношение к миру и событиям, а также детское здоровье и самочувствие подвергается риску.
С самого раннего возраста ребёнка родители беседуют с ним на разные темы, чтобы он был осведомленным, грамотным, знал, как следует действовать в разных ситуациях и мог защитить себя. О чем мать и отец должны обязательно говорить с ребёнком? Ответы в данной статье.
Дети и другие люди
Быть вежливым, уметь соблюдать чужие границы — важное качество характера для каждого ребёнка. Бывает так, что родители не запрещают ребёнку ничего — он кричит и балуется в общественных местах, потому что устал, просит и требует у взрослых все, что ему хочется, не умеет сочувствовать другим, обижает слабых.
Такими вырастают дети, которых в детстве не приучали соблюдать чужие границы. В результате этого, они живут, не понимая и не замечая рамок приличия, дозволенности, собственного поведения.
Родители должны говорить с ребёнком о том, что:
- нельзя обижать того, кто слабее — человека или животного;
- если человек говорит «нет», это значит, что он не готов делиться или что-то разрешать и он имеет на это право;
- если кто-то плачет или грустит — возможно, ему больно, он расстроен и ему нужна помощь, поддержка или просто доброе слово;
- на территории других людей, правильно — вести себя так, как говорят они;
- нельзя проходить мимо несправедливости — когда кого-то обманывают, обижают. Ребёнок может вмешаться в ситуацию, если он уже достаточно взрослый, в остальных случаях — он должен рассказать об этом взрослым или позвать их на помощь;
- нельзя молчать, если ребёнок сам подвергается несправедливому наказанию, издевкам, насмешкам, кто-то обижает его или делает больно. Защищать себя — не стыдно, а нужно и необходимо. Об этом должны знать все дети.
Безопасность ребёнка
Бывает так, что ребёнок обладает низким уровнем тревожности. Это значит, что он беспечен, не чувствует опасности, слишком доверчив. В таких случаях, дети могут самостоятельно, без разрешения, покидать детский сад или школу, пытаясь найти дорогу домой, выбегать на проезжую часть, уходить с незнакомыми людьми, открывать входную дверь любому, кто в нее позвонит, играть со спичками, купаться в водоемах без позволения родителей.
Чтобы ребёнок не попал в опасную ситуацию, родители должны научить его следующему:
- беспокоиться о себе и своем здоровье нужно в первую очередь. Нельзя уходить с друзьями туда, куда не отпускают родители, даже если они уговаривают, запугивают, посмеиваются;
- прежде чем делать то, что делают приятели со двора — лезть на крышу гаража, взбираться на высокое дерево, пробовать незнакомые вещества или продукты — следует задать себе вопрос: «Нужно ли мне это? Не опасно ли это?»;
- нельзя никуда уходить с незнакомыми людьми, даже если они представляются знакомыми, родственниками родителей, рассказывают интересные истории, показывают животных или угощают сладостями. Родители обезопасят своего ребёнка, если придумают пароль, который будут знать лишь он и они. Запросив «пароль», ребёнок может легко проверить — говорит ли правду человек, который представляется хорошим знакомым матери или отца;
- нельзя играть со спичками, пользоваться бытовыми и электрическими приборами, если родители не разрешают этого делать.
Соблюдение правил безопасности на улице или дома — важные темы для бесед с ребёнком. Более того, чтобы дети хорошо запомнили их, они должны повторяться постоянно, на протяжении всего времени, пока ребёнок не повзрослеет.
Вредные привычки и родители
Привычки родителей оказывают прямое влияние на детский характер. То, что делают взрослые люди, повторяет ребёнок, принимая это за норму поведения или отношений. Родители могут много раз рассказывать детям о вреде курения, алкоголя, тяжелой пищи, лени, сквернословия, но если они будут делать это сами, то неудивительно, что в ребёнке тоже укоренятся эти привычки.
К чему следует приучать ребёнка с ранних лет?
- наводить и поддерживать порядок в комнате и личных вещах — следить, чтобы одежда, книги, игрушки лежали на своих местах;
- заботиться о чистоте тела — умываться, причесываться, следить за внешним видом и опрятностью;
- спать столько, сколько положено, чтобы полноценно отдыхать;
- доводить начатое дело до конца;
- понимать свой интерес к тому или иному делу;
- следовать за своими потребностями, а не за желаниями других людей;
- не спешить;
- быть старательным и аккуратным;
- трудиться и достигать результата;
- не грубить и не обижаться, когда что-то идет не так или доставляет негативные эмоции. Говорить прямо о том, что чувствуется, и своих желаниях.
Рекомендации родителям
Иногда мать и отец думают, что ребёнок, взрослея, всему научится сам. Это не всегда бывает верным. Все, что умеют дети, с раннего возраста они «берут» от своих родителей.
Как правильно говорить с детьми на важные темы?
- избегать унизительного или пренебрежительного тона;
- не осуждать ребёнка во время разговора — в противном случае, он не усвоит то, что хотят донести родители, а лишь почувствуют себя неудобным, плохим, виноватым;
- обучая, не стыдить;
- взывать к положительным и сильным сторонам характера, делать акцент на том, что у него хорошо получается — так ребёнок научится опираться на свои достоинства;
- не ставить других детей в пример — иначе он начнет завидовать и обижаться, и не запомнит ничего из сказанного;
- не ругать, пытаясь научить чему-то;
- знакомить с новой и важной информацией, демонстрируя собственный пример поведения, рассказывая истории из личного опыта.
Не стоит учить или воспитывать ребёнка, когда он зол, расстроен, голоден или хочет спать. В этом случае, советы родителей не принесут желаемого результата, поскольку ребёнок будет думать лишь о своих потребностях.
Если родители имеют разногласия между собой — один считает, что ребёнку рано ходить одному домой из школы, а другой хочет развить в нем самостоятельность — им не стоит спорить и учить чему-то ребёнка в его присутствии. Давать советы детям и проводить с ними беседы нужно тогда, когда оба родителя находятся «на одной стороне» и поддерживают друг друга.