Родители — самые важные и близкие люди для малыша. Когда дети общаются с мамой и папой, они узнают все об окружающем мире: как пользоваться игрушками и предметами быта, как «справляться» с одеждой, что представляют собой животные, что в мире является опасным, что полезным и многое другое.
На протяжении времени, пока родители воспитывают ребёнка, они непрерывно общаются с ним. Это общение строится на близкой эмоциональной связи, важной как для детей, так и для взрослых.
Матери и отцу, если они хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и свободными от психологических травм и комплексов, нужно понимать, что любые их слова, установки и предписания оказывают влияние на характер ребёнка и даже его судьбу.
Между миром ребёнка и взрослого человека находится возрастная пропасть. Поэтому одни и те же предметы и события, на которые они смотрят, воспринимаются ими по-разному. По этой причине, мать и отец не всегда могут сказать детям правду о мире, отношениях или событиях. Родители считают, что маленьким детям нужна другая, искаженная версия реальности — щадящая, приукрашенная или приводящая к зависимости.
Самая популярная родительская ложь, ее влияние на характер и психику ребёнка, описана в этой статье.
Почему родители обманывают детей
Причин для родительской лжи может быть несколько. Во-первых, мать и отец желают оградить детей от жестокости и неизбежности некоторых вещей в окружающем мире. Во-вторых, родители могут «придумывать» детям сказки об их рождении или появлении на свет родных и приемных братьев и сестер, когда не знают, как объяснить маленькому ребёнку естественные процессы жизни, которые, по их мнению, являются неприемлемыми для детского восприятия.
Взрослые могут лгать детям, когда боятся последствий правды — уберегая ребёнка от испуга, травмы, стресса и так далее. Еще одна причина, почему родители лгут — это незнание того, как преподнести правду.
Мы никогда не умрем
Сама смерть, как и разговоры о ней, часто пугает человека. Тем более уязвимой становится ситуация, когда о смерти спрашивает ребёнок. Обычно интерес у детей к этому процессу появляется, начиная с пяти-, шестилетнего возраста или раньше, если он стал свидетелем смерти кого-то из близких. «Мы тоже умрем? И я?» — удивленно спрашивает ребёнок, когда понимает, что люди не живут вечно. Вот тут родители могут испугаться и обмануть: «Нет, что ты, мы не умрем» и перевести тему: «Иди сюда, смотри какая красивая птичка».
Что произошло? Взрослые испугались разговора, но ребёнок почувствовал их страх. Позже он узнает правду о том, что все люди умирают и поймет, что мама и папа не сказали ему об этом, потому что боялись. Значит, смерть это действительно так страшно, что даже родители не могут говорить о ней прямо?
Ребёнок должен знать, что смерти не избежать. Об этом стоит говорить искренне и бережно, успокаивая, утешая, отражая чувства, рассказывая о том, как много интересного его ждет впереди в жизни. Если ему будет страшно и больно, нужно оставаться рядом, поддерживать. Дети гораздо легче и быстрее многих взрослых принимают правду, даже если она страшная. Будьте искренни, отвечайте на все вопросы, позвольте, если нужно поплакать или плачьте вместе с ними. Такая близость даст понять ребёнку, что взрослый остается сильным и уверенным, даже несмотря на то, что люди умирают. Ребёнок после этого тоже успокоится — если родители в порядке, то и ему нечего бояться.
Ты всегда будешь для нас ребёнком
Фраза, которая не соответствует действительности и полностью лишает детей инициативы и самостоятельности. Мать или отец для ребёнка — взрослая, умная, главная фигура. После этой фразы дети понимают вот что: «Мы не верим в то, что когда-нибудь ты станешь взрослым, умным, самостоятельным. Ты всегда будешь зависеть от нас». Очень вредно и даже опасно получить такую установку.
Парадокс заключается в том, что когда родители произносят это, то они не хотят на самом деле навечно привязать ребёнка к себе, а просто так выражают свою любовь и нежность. Тогда лучше заменить эти слова на прямые и открытые «я очень тебя люблю», «мне нравится, что ты у меня такой маленький (милый, забавный)» и так далее.
Родителей всегда надо слушаться
Если твердить это ребёнку долгое время и в ответ на любые его ошибки, то велик риск вырастить человека, не знающего, что он хочет, зависимого и безынициативного.
Такие слова не являются правдой. Дети, когда подрастают, начинают понимать, что мать и отец не идеальные люди, тоже могут ошибаться и совсем не всегда и не во всем их надо слушаться, иногда — а порой и очень часто — нужно поступать по-своему.
Такую фразу лучше заменить на «Я бы на твоем месте сделал вот что…но решение принимать тебе» или «Если нужно, я готов помочь тебе. В любом случае я верю в тебя. Ты справишься».
Вот вырастешь и станешь…
Иногда родители обманывают ребёнка, когда «пророчат» ему, кем он станет, когда вырастет. Возмущенные поведением, взрослые видят в нем «дворника» или «неудачника», когда хвалят — «звезду» или «директора».
Родителям лучше отказаться от «навешивания» подобных ярлыков — они абсолютно бессмысленны, потому что никому не известно, кем станет ребёнок, когда вырастет, а он, тем временем, принимает подобные слова всерьез, после чего переживает негатив и дискомфорт.
Нужно усвоить то, что способности ребёнка никак не связаны с тем, что он натворил сегодня. Если есть потребность воспитывать, то следует ругать за совершенный проступок, не переходя на личность и уж точно не пророча беды от того, что он никому не будет нужен или от «плохой» работы дворника.
Мать и отец знают лучше
Эти слова не являются правдой, верней, перестают ею быть, когда ребёнок подрастает. Чем старше он становится, тем больше приобретает способностей тоже, как мать и отец «хорошо» и «правильно» знать и делать.
Родители обманывают детей, говоря это, когда пытаются заставить ребёнка делать то, что ему совсем не хочется — заниматься нелюбимым занятием, дружить с подходящей, по мнению взрослых, компанией, правильно питаться, принимать витамины. Если воспитывать ребёнка на этом принципе, то можно дойти до того, что «мама с папой лучше знают, что тебе носить, с кем жить, где работать» и тому подобное, а это чревато зависимостью от родителей и даже поломанной жизнью ребёнка.
Родители «знают лучше», когда ребёнок еще ничего без них не умеет. Чем старше он становится, тем больше приобретает своих личных знаний и навыков. Нужно учиться уважать желания и способности своего ребёнка и, чтобы он прислушивался к советам старших, которые, несомненно, имеют ценность, взрослые тоже должны давать такой пример — слушать ребёнка и хвалить за то, что он тоже многое хорошо знает и понимает.