Обучение детей не всегда может проходить в стенах школы, под пристальным вниманием учителей и в дружном школьном коллективе. Есть группы детей, которые в силу различных обстоятельств вынуждены получать образование в домашних условиях. Как проходит обучение, какова техническая организация процесса, какие документы необходимо оформить, в чем роль учителей и какие подводные камни могут дать о себе знать, — расскажет MedAboutMe.
Обучение детей дома
Домашнее образование показано детям, которые в силу состояния здоровья не способны посещать школу. Согласно данным, на всей территории Российской Федерации таких детей около 600 тысяч, около 300 тысяч ребят либо не получили никакого образования, либо же обучались, но не получили аттестата о среднем образовании. Поэтому правильно организованное обучение дома считается реальной возможностью получить документ об образовании.
На сегодняшний день домашнее обучение может быть организовано по двум сценариям:
- общая программа, которая не отличается от таковой при посещении школы, разработана школьным департаментом. Дети получают те же учебники и проходят аттестацию в присутствии учителей. Но само школьное расписание не такое насыщенное и адаптировано под особенности ребёнка. Учитель, контролирующий домашнее образование, нередко охватывает большую программу за урок, поэтому учебный день редко состоит более чем из 3 уроков;
- вспомогательная программа. Эта программа составляется с учетом особенностей здоровья самого ребёнка. По окончании образования выдается аттестат, в котором имеется пометка о пройденной программе обучения.
К вопросу об учителях и учебниках
Все нюансы образования детей-инвалидов дома обозначены в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому». Организовывать и обеспечивать всем необходимым для полноценного обучения детей должна выбранная школа (по месту прописки или ближайшая к дому, где проживает семья), сами родители и педагоги дополнительного образования. Учитель приходит из ближайшей школы, обучает, контролирует процесс получения знаний.
Согласно этому же постановлению образовательное учреждение предоставляет для ребёнка всю необходимую литературу, а именно: учебники, которые имеются в школьной библиотеке, а также методическую и консультативную помощь для освоения рекомендованной программы обучения.
За родителями остается право привлекать педагогов из других учебных заведений или репетиторов.
Чтобы родители смогли получить все необходимое — контроль и помощь учителей, бесплатные учебники — им необходимо собрать пакет документов и написать заявление в выбранную школу. Документы и справки, которые необходимо предоставить:
- итоговое заключение медкомиссии;
- заявление от родителей о необходимости прохождения домашнего обучения на имя директора школы;
- если ребёнок не может освоить общую программу, школа, совместно с родителями, разрабатывает план вспомогательной программы, с подробным описанием всего перечня предметов.
На основании этих документов школа назначает ответственного учителя и периодичность аттестации за год.
Обучение дома с родителями
Дети могут проходить обучение дома в силу обстоятельств, не связанных с здоровьем, и даже по желанию родителей. Такая форма обучения называется семейной. В ее организации одну из главных ролей играют родители, но на дом приходит учитель, помогающий в составлении программы обучения, а итоговые аттестации проходят в стенах школы.
Семейная форма обучения рекомендована в нескольких случаях:
- когда дети существенно опережают сверстников по умственному развитию. На уроках у детей не формируется интерес к занятиям, из-за чего могут возникать конфликты, неадекватное поведение и даже полное исчезновение мотивации к учебе. Конечно, можно перевести ребёнка в старший класс и дать ему возможность получать знания в соответствии с личным уровнем, но стоит учитывать, что ребёнок будет отставать от своих одноклассников в физическом развитии, а это повод для возможных насмешек и даже издевательств;
- обучение с родителями подойдет детям, имеющим профессиональные увлечения. Например, родители растят будущего олимпийского чемпиона, а уроки в школе могут отнимать довольного много времени. Постоянные переезды, необходимость смены школы также являются показаниями к семейному обучению;
- идеологические и религиозные причины также можно рассматривать как показания для обучения дома.
Для того, чтобы организовать семейное обучение, необходимо написать заявление в департамент образования. После принятия положительного решения ребёнка прикрепляют к определенному учебному заведению, в стенах которого и проходят экзамены.
Дистанционное обучение с учителями
Среди детей, которые вынуждены проходить обучение в домашних условиях, распространены различные вариации дистанционного образования. В основе такого обучения лежит контролируемая самостоятельная работа ученика. В своей работе дети используют учебники, справочную литературу и средства обучения,рекомендованные учебным заведением, которое и ставит задачи на определенный промежуток времени. Такое обучение напоминает заочное в некоторых ВУЗах, но вот внедрение этой программы в школах пока продолжается в качестве эксперимента.
Домашнее обучение: преимущества и недостатки
Домашнее обучение с одной стороны хорошо, с другой не очень. Так, например, возможность растягивания процесса обучения или, наоборот, его ускорения, можно отнести как к преимуществам, так и недостаткам. При любом виде домашнего обучения дети учатся рассчитывать только на собственные силы. Каждый ребёнок имеет возможность более детального изучения интересующих предметов. Сами родители могут корректировать процесс обучения, выбирать учебники.
Есть и существенные недостатки домашнего обучения. К их числу можно отнести отсутствие постоянного коллектива, сложности с формированием социальных взаимосвязей и контактов. Дети, которые лишены общения сверстников, не получают навыков работы в команде. Также такое обучение не подарит опыт выступления на публике, не научит ребёнка отстаивать свое мнение перед сверстниками или перед старшими. А значит, для таких умений ребёнку придется подыскивать дополнительные формы активности, что не всегда возможно.