Опыт реабилитации ребенка-аутиста в Канаде

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Всегда интересно, как и что происходит в другом городе, стране, на другом континенте. Новые знания и новый опыт обогащают жизнь и помогают изменять свое окружение к лучшему. Иногда подобная информация способствует принятию верных решений. А в случаях, когда речь идет об успешном опыте, связанном с лечением или реабилитацией, такие рассказы могут повлиять на здоровье или жизнь человека.

На MedAboutMe сегодня папа ребёнка-аутиста, проживающий в Канаде. История диагностики аутизма у сына, эффективность и специфика занятий и особенности проживания особых детей в Канаде – в интервью.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Диагностика аутизма у ребёнка: новый этап в жизни семьи

Диагностика аутизма у ребёнка: новый этап в жизни семьи

– Нам, бывает, задают вопросы: «Как все началось?», «Подозревали ли вы о наличии аутизма?», «Как Вы узнали о диагнозе?»

До получения направления к специалисту об аутизме мы ничего не слышали. У нас не было знакомых с аутизмом, не было родственников получивших такой диагноз — НИ-ЧЕ-ГО. Мы несколько лет как переехали в Канаду и через год у нас родился весьма неординарный ребёнок.

Поэтому до получения направления на обследование мы благополучно списывали все особенности ребёнка на особенности характера. Он не любит людных мест? А кому понравится шум и толкотня? Он не заводит друзей? Ну так виновато многоязычие: дома-то все говорят по-русски. Он чрезмерно реагирует на звуки? У мальчика музыкальный слух. И так далее.

Итак, сыну почти 3 года. Мы сидим у педиатра на плановой проверке в кабинете. Сын смотрит вокруг, врач занят – все, как обычно. Педиатр, после привычного для checkup-посещения: «откройте рот», «дышите/не дышите», измерения веса и роста, а также дежурного вопроса о наличии проблем со здоровьем (ответ – никаких), быстро заполняет форму. Через 5 минут, еще раз взглянув на ребёнка, он спрашивает: «Как часто ваш ребёнок инициирует зрительный контакт?»

Вопрос застает нас врасплох. Нет, конечно, мы уже несколько лет как заметили, что ребёнку неприятен прямой взгляд в глаза. Конечно, мы видели, что он избегает смотреть на человека, даже когда к нему обращаются. Вообще, наш мальчишка создает впечатление очень сосредоточенного и немного отстраненного от людей. Ну мало ли что? Я тоже не люблю толп и шума. Я тоже не люблю ходить в магазины и предпочитаю, чтобы во время работы меня не отвлекали по пустякам.

Пока жена пытается рассказать, что мы, конечно, не измеряли, но думаем, что часто... Врач бросает взгляд на меня и говорит: «Вы не могли бы снять небольшой видеоклип вашего ребёнка во время игры с другими детьми и принести его мне? 15 минут будет достаточно.» На этом прием заканчивается. И когда мы, слегка удивленные такой просьбой, выходили из кабинета, мы даже не подозревали, что именно эта встреча означает новый этап в нашей жизни.

Когда нас попросили принести видео, мы достаточно долго тянули с этим, потом тянули записаться к первому специалисту на обследование, когда получили направление к нему, потом было несколько месяцев ожидания своей очереди на обследование (тогда давать заключение могли лишь государственные профильные учреждения, сейчас разрешили и частным клиникам). Поэтому в нашем случае получение диагноза заняло где-то около года. В итоге, где-то, когда ребёнку было почти 4 года, у нас были на руках все документы. Сейчас, говорят, это делают намного быстрее – за несколько месяцев.

Инклюзия – основа социализации и первый шаг к реабилитационным мероприятиям

Инклюзия – основа социализации и первый шаг к реабилитационным мероприятиям

– С чего начиналась работа с ребёнком?

– Мы начали заниматься сами еще до постановки диагноза.

На самом деле, трудности были с первого года жизни сына. Внезапные истерики, которые длились часами, бессонные ночи из-за его чрезвычайной чувствительности ко всему. Я помню, как мы проводили отдельную терапию («чайник, не шипи!»), чтобы он перестал впадать в истерику от шипения кипящего чайника (шипения, ведь даже не свистка!).

И если до года сын развивался с опережением: раньше поднял голову, раньше нормы встал на четвереньки, раньше начал ходить, то, с появлением в списке необходимых достижений социальных навыков, стали возникать задержки: практически не обращал внимание на других людей, не обращался за помощью; позже начал говорить, речь долгое время была бессвязной, «монохромной»; не играл со своими сверстниками; долгое время игнорировал интонацию в речи, язык тела и настроение того, кто к нему обращался; не понимал сарказм и устойчивые выражения.

Так что мы, в принципе, видели, что что-то идет не так, но бились, и поначалу даже успешно, над каждым навыком. Вот только времени и усилий эти достижения брали все больше, да не было устойчивого закрепления: то есть стоило хотя бы на неделю прекратить интенсивные занятия с ребёнком (чаще всего по болезни одного из членов семьи), как сразу же наблюдался регресс и все приходилось начинать с начала.

И именно потому, что мы вытягивали сына по всем основным параметрам, нам так трудно было признать, что проблема есть, и она куда больше, чем известные нам оценочные критерии: понимает ли он речь («дрожание его левой икры есть великий признак!» А. и Б. Стругацкие), отвечает ли он на вопросы («ну смотри, хоть и с десятого раза, но отвечает же!»), называет ли он основные цвета, животных и так далее.

Поэтому, когда наш педиатр дал нам направление на исследование на аутизм, это было и шоком, и облегчением одновременно. Шоком, потому что стало понятно, что ЭТО ребёнок уже НЕ перерастет. Диагноз убил ту надежду, которой мы жили все предыдущие годы. А облегчением, потому что, начав читать об аутизме, мы хотя бы стали понимать, что с ним происходит.

– А как начиналась социализация в детских коллективах?

– Первая наша попытка пойти в детский сад в 3 года провалилась с треском. Каждый день в саду сын прятался за мебелью и громко кричал, затыкая уши. После пары недель отчаянных попыток постепенно приучить его к садику нас оттуда попросили уйти. Мы могли настаивать, но не стали. Было очевидно, что садик «не пошел». К тому времени мы уже стояли в очереди на медицинскую оценку. Уже прошли первые встречи со специалистами. Мы, в принципе, уже понимали, что вряд ли нас будут убеждать, что все в порядке.

Спустя некоторое время мы начали ходить в садик «половины дня» один-два раза в неделю. Это такая местная помогалочка для родителей, которые хотят приучать детей к садику постепенно. Ребёнка там оставляют на 2-3 часа поиграть со сверстниками под присмотром воспитателей.

Там сын играл сам по себе, но, по крайней мере, научился терпеть присутствие других детей.

Когда он привык к более шумному окружению, чем у нас дома, мы начали ходить в мини-детский сад (одна группа из 7 малышей на одного воспитателя). В том возрасте сын практически не играл ни с кем, был исключительно сам по себе, основные проблемы были научиться объяснять взрослому, что ему что-нибудь нужно (например, пить или в туалет).

Затем мы перевели его в обычный детский сад, сотрудничавший с нашим центром реадаптации (там были отдельные помещения для работы c ребёнком), где с ним занимались 3 дня в неделю специалисты центра по 3-4 часа в день. Мы сами ставили перед ними задачи (наши основные цели тогда были: освоение языка на бытовом уровне, развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, социализация). Мы работали с ребёнком дома, специалисты – в саду. Через пару месяцев добавилась школа на полдня. Класс для подготовки особых детей к школе в обычной государственной начальной школе. Там их учили работать в классе и группе, не пугаться звонка, отвечать на вопросы, поднимать руку, т.е. все то, что у обычных детей проблем не вызывает.

За год упорного труда в школе, в саду и дома ребёнок научился воспринимать окружающих, начал активно сотрудничать со взрослыми и, хоть и с трудностями, но все-таки общаться с детьми.

Параллельно с этим мы ходили на разные кружки с групповыми занятиями, например, тайквон-до. Работа дома по социализации заключалась в выходах на площадку или в детские развлекательные центры, организации игр с детьми, посещении друзей (выезды семьями и походы в гости) и так далее. График был очень плотный.

Перед самой школой работа над адаптацией ребёнка к школе достигла своего апогея. За год он после русского и испанского (наследие детского сада) освоил французский язык. Освоил необычно хорошо даже по меркам нейротипичного ребёнка, так что в результате его рекомендовали в обычную школу.

В школе он попал в обычный подготовительный класс. Поскольку у него был диагноз, к нему назначили персонального помощника (на несколько часов в день), в чью задачу входило ненавязчиво помогать нашему ребёнку в случаях затруднений и разрешать социальные конфликты. Специалист из центра реадаптации и реабилитации продолжал работать с ним раз в неделю уже на дому. За первый год в школе моему сыну пришлось в дополнение к французскому языку освоить еще и английский на бытовом уровне. Общение с детьми вышло на новый уровень, но проблемы продолжились. Выяснилось, что он не может найти в толпе знакомые лица, поэтому постоянная дружба не налаживалась. Дети считали, что он их игнорирует.

– То есть сейчас ребёнок с аутизмом владеет несколькими языками?!

– Мы сами удивляемся. Справедливости ради нужно сказать, что прагматические нарушения речи у него были до второго класса. На всех языках. Вообще может сложиться впечатление, что мы растили вундеркинда, по недосмотру врачей записанного в аутисты: два языка к четырем годам, чтение, и затем еще два новых языка, освоенных ребёнком за год каждый...

Но, к сожалению, это не так. Мальчишка действительно умен и обладает отличной памятью, но аутизм накладывает свой, и очень серьезный, отпечаток на все.

Реабилитационные программы: кто, как и сколько

Реабилитационные программы: кто, как и сколько

– Расскажите, какая часть занятий с ребёнком в Канаде проводится родителями, а какая – учреждениями?

– Родители являются частью образовательного процесса: каждый семестр проводится встреча с группой специалистов, работающих с ребёнком. На этой встрече создается или корректируется план обучения: выделяются цели, определяются функции каждой из сторон, критерии оценки результатов. В итоге, на протяжении следующего периода и сотрудники учреждения, и родители – все работают по конкретному плану с конкретными количественными показателями. В конце периода производится анализ достигнутых результатов. Кстати, эта встреча может быть инициирована родителями в любое время, если возникает потребность изменить коррекционную программу.

– Можно не вполне корректный вопрос: сколько стоят такие занятия?

– Если кратко: родителям это не стоит ничего. За все заплачено нашими (всем обществом) налогами.

И в это важно. Даже для вполне обеспеченных семей влияние рождения особого ребёнка на личную жизнь и карьеру родителей бывает настолько велико, что родители вынуждены пересмотреть свои карьерные планы, а семья – снизить уровень жизни. В таких условиях дополнительные расходы на терапию для ребёнка могут позволить себе далеко не все. Учитывая это, Канада организовала различные программы поддержки таких семей, в том числе и государственные коррекционные программы для детей с особыми потребностями.

Так что за все время работы с ребёнком-аутистом нам пока не пришлось оплачивать каких-либо дополнительных специализированных занятий, кроме обычных, субсидируемых муниципалитетом занятий в кружках и спортивных секциях, да частных уроков по языкам (что я бы организовал и для обычного ребёнка).

Конечно, есть и частные программы. Есть и частные коррекционные центры, и всевозможные «альтернативные» виды терапии, предлагаемые частным сектором. Вполне возможно, они более эффективны. Но нам не пришлось ими воспользоваться. В нашем случае субсидируемой провинцией коррекционной программы и наших собственных усилий оказалось вполне достаточно, чтобы ребёнок с таким диагнозом смог бы пойти в обычную школу и показывать там результаты выше среднего без дополнительных финансовых вложений, кроме нашего личного времени.

– Были ли какие-то трудности с местной системой здравоохранения?

– Да. Первая трудность – постановка диагноза. Нам повезло, наш педиатр увидел признаки аутизма. Это далеко не со всеми так получается. Я слышал истории о том, что некоторые педиатры отказывали родителям в направлении к специалистам. Это происходило даже в том случае, когда родителям рекомендовали это в детском учебном заведении. В ситуации, когда сами родители предпочитают верить в чудо и боятся узнать правду о своем ребёнке, такой убедительный отказ: «у него все нормально, все отклонения в пределах нормы, перерастет», может дать им лишнюю надежду, и они не будут настаивать (хотя и могут). Ведь педиатр подтвердил, что у них все в порядке, значит, беспокоиться не надо. Таким образом может быть упущено очень важное время, ведь самая эффективная терапия та, что была начата РАНЬШЕ.

Вторая трудность – очереди. На оценку, к специалистам, в реабилитационном центре, в специализированный детский сад... Хоть несколько месяцев, но приходится ждать. Вам уже дали направление, вы уже зарегистрировались на обследование, а вам не звонят. Проходит месяц за месяцем в томительном ожидании. Вы не знаете, что с вашим ребёнком (вам же еще не назван диагноз) и как ему можно помочь. Да и есть ли у него вообще что-нибудь? Может быть, произошла ошибка?

Кстати, это, наверное, самая вредная мысль, которая гложет родителя все время, до тех пор, пока психиатр, заглядывая ему в глаза и пытаясь изобразить бодрость в голосе, не скажет: «Ну что ж, у меня есть для вас две новости...» Хорошая из которых окажется той, что эта особенность развития (хоть и неизлечима в принципе, но) в целом, может поддаваться некоторой коррекции. В итоге уходит время, которого потом будет очень не хватать. Ведь даже в детском саду ему не выделят помощника без официального диагноза. Да и в очередь в реабилитационный центр не встанешь без заключения психиатра.

Третья трудность – бюрократия. Без диагноза здесь не делается ничего. И даже если все воспитатели в саду или учителя в школе понимают, что ребёнок – особенный, и ему нужна специализированная помощь, они не могут сделать практически ничего. Ему не будет назначен индивидуальный помощник в образовательном учреждении, с ним не будут заниматься в центре реадаптации. Но, в принципе, это понятно – диагноз является основанием для выделения средств на все эти услуги.

Последняя трудность – слабая коммуникация между различными госструктурами. Часть сервисов для семей с особыми детьми предоставляется центром реадаптации, часть – поликлиникой, но они совершенно ничего не знают об услугах друг друга. Вы получаете диагноз у психиатра, и хорошо, если врач сможет дать вам телефон вашего центра реадаптации. Дальше вы отправляетесь в самостоятельное плавание. Всю информацию вы должны найти сами.

Здесь очень много различных сервисов в поддержку таким семьям, и я абсолютно уверен, что мы не использовали все, что могли, просто потому, что мы далеко не обо всех из них узнали. У нас были случаи, когда в разговоре с другими родителями детей-аутистов я понимал, что мы сделали что-то, о возможности чего они и не подозревали. И опять-таки, лично нам повезло, что мы, оказавшись в чужой нам стране, «ломились во все двери» и выясняли, что еще можно сделать, где только могли. Поэтому у нас были и садик с опытными воспитателями, сотрудничающий с центром реабилитации, и подготовительный спецкласс за год до школы, и интенсивная программа TEACCH, и лекции для родителей, и курсы терапии по управлению эмоциями, и много еще чего. Далеко не все родители могут потратить столько усилий, чтобы все это выяснить. Поэтому было бы лучше, если вся информация о доступных сервисах и условиях подписки на них предоставлялась бы родителям в одном месте и в полном объёме. Хорошая новость заключается в том, что сейчас этой проблемой все-таки занялись.

Отношение общества к особым детям: настоящая форма инклюзии

Отношение общества к особым детям: настоящая форма инклюзии

– Что бы Вы назвали основным отличием в жизни особого ребёнка в Канаде?

– Самое главное отличие – это все-таки социум.

Здесь об аутизме и других отклонениях детского развития знают очень многие. Когда я узнал о диагнозе и начал обсуждать его с коллегами, выяснилось, что многие из них либо слышали о нем, либо имеют ближних или дальних знакомых/родственников, кто с ним сталкивался.

Огромное значение для такой общественной осведомленности об аутизме играет школа. Всех способных к обучению (пусть и с помощью отдельного помощника) стараются направлять в обычные школы. Поэтому очень многие, получившие школьное образование, могут вспомнить одного или нескольких детей, учившихся в их школе с таким диагнозом, и уже обладают как минимум базовым представлением о том, как это выглядит и как надо себя с ними вести.

Чтобы было понятно про критерии «способных к обучению в обычной школе», я могу рассказать такой случай. Мы как-то вышли на площадку и увидели семью с десятилетним ребёнком-аутистом. Он был невербальный: то есть не говорил. Совсем. Мы разговорились с его родителями – как-никак общая тема. И тут выяснилось, что они тоже пытались начать учиться в нашей школе.

Итак: неговорящий ребёнок с тяжелой формой аутизма был допущен учебной комиссией (здесь такие решения принимаются на уровне РОНО) к обучению в одной из лучших государственных школ нашего города, и только когда родители убедились в том, что условия для него не самые оптимальные, его перевели в специализированную школу. То есть они стараются вытянуть ребёнка до обычной среды, насколько это возможно, и резон в этом один – ему жить потом в этой среде, поэтому нужно дать ему шанс к ней максимально адаптироваться. И даже бывает, что, помимо спецшкол, организуют специальные классы при обычных школах, чтобы хотя бы во время перемен и ланчей дети смешивались и общались друг с другом.

Это, кстати, дает и следующий эффект: сталкиваясь даже с человеком с тяжелой формой аутизма на улице, люди, в целом, ведут себя вполне адекватно: никто не возмущается, не показывает пальцем, не кривит лицо и не обращает внимания на его особенности поведения.

И это очень важное качество общества. Дети с особенностями не исключены из нормальной жизни: они так же ходят на общие площадки, играют (в меру своих возможностей) с другими детьми, заводят друзей и ходят на вечеринки. Я до сих пор помню день рождения мальчишки с серьезным дефектом зрения, к которому нас пригласили. У него собралось уйма детей, при том, что он по дому передвигался с помощью собаки-поводыря, которая была предоставлена семье специальным питомником. Он совершенно не чувствовал себя изгоем в своей компании, и чувствовалась его гордость тем, что он единственный в классе, кому разрешено приходить на уроки со своей собакой.

Поэтому человек с аутизмом или другими особенностями развития имеет возможность жить и развиваться в меру своих способностей. Его примут на работу, ему на работе постараются создать условия, в которых он сможет функционировать и приносить пользу. Конечно, речь идет больше о государственных организациях, но и частников правительство старается стимулировать налоговыми поощрениями. В нашей школе, например, работает уборщик с достаточно серьезной формой аутизма. Весь персонал школы с пониманием относится к его требовательности, к его негибкости и фиксации на выполняемой работе. Я ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь вступил бы с ним в пререкания. Также я видел людей с особенностями, работавших на почте, в пиццерии и в магазинах. Когда тратишь несколько лет на работу с особенным ребёнком, на такие вещи начинаешь невольно обращать внимание.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 28.09.2016 10:24, обновлено 17.04.2020 19:05
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Развитие ребенка: аутизм не приговор
Для аутистов разработаны коррекционные программы, они помогают внести в развитие ребенка необходимые для его «исправления» компоненты.
Развитие ребенка: проявление аутизма
Детский аутизм – явление мало изученное. Кто такие аутисты, чем вызвано заболевание, как его распознать – однозначных ответов на это нет.
Европейский опыт реабилитации детей с аутизмом
MedAboutMe взял интервью у мамы ребенка с ранним аутизмом, которая поделилась опытом – как помогают детям-аутистам в Германии.
Поговори со мной: альтернативная коммуникация для аутистов
Что такое альтернативная коммуникация и каким образом она может помочь наладить общение людям, страдающим аутизмом.
2 апреля – день, посвященный проблеме аутизма
Сегодня, 2 апреля, согласно инициативе ООН проводится всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. MedAboutMе не остался в стороне.
Аутизм — причины возникновения, симптомы
Аутист живет в своем собственном мире, мало интересуясь происходящими вне его капсулы событиями. Почему так происходит?