Многие родители считают, что ребёнок по мере взросления становится устойчивее к физическим нагрузкам и нервным потрясениям. Однако детская психика, особенно в раннем школьном возрасте еще очень хрупкая, дети эмоциональны, впечатлительны, остро реагируют на различные события и стрессы. Конфликты в школе, трудности в общении со сверстниками, серьезные эмоциональные потрясения грозят нервными срывами и неврозами, которые имеют свою специфику, связанную с особенностями реагирования нервной системы. Что же может привести к детским неврозам, какие ситуации опасны, как помочь ребёнку?
Варианты нервных срывов и неврозов у школьников
Детскими психиатрами указывается, что возрастные характеристики обуславливают в каждом периоде свои особенности реагирования нервной системы. Поэтому для школьного возраста будут характерны особенные проявления нервных срывов и неврозов. Факторы, их вызывающие, могут существенно отличаться от таковых в других возрастах.
Если говорить о детях в возрасте шести-восьми лет и старше, развивающийся невроз может расстраивать функции различных внутренних органов. Обычно страдают те из них, что поражены изначально воспалительными процессами или имели функциональные отклонения в предыдущих возрастных периодах. Именно эти системы наиболее уязвимы вследствие особенностей врожденного или приобретенного характера. Так, невроз с развитием невротической рвоты либо расстройства процесса пищеварения, пониженный или извращенный аппетит могут возникнуть после тяжелых кишечных инфекций (особенно с госпитализацией), нарушений пищеварения из-за отравлений или переедания. Могут также расстраиваться функции, длительно созревающие и проходящие процесс становления одними из последних, — развитие энуреза (недержания мочи), временная немота, логоневрозы (заикание), дефекты речи с появлением проблем произношения. Выраженные неврозы возникают у детей, изначально имевших проблемы речевого развития и особенное функционирование нервной системы.
Внешние факторы, влияющие на ребёнка
Естественно, что факторами, вызывающими невроз и нервные срывы, могут стать чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства. К ним относят катастрофы либо стихийные бедствия — пожары, наводнения, автокатастрофа с участием ребёнка. Эти запредельные для психики раздражители могут давать срывы в работе нервной системы, потому как ребёнок еще очень впечатлителен и раним.
Однако нередко причинами развития невроза становятся неправильные трактовки, недостаточные разъяснения ребёнку определенных ситуаций и событий. Например, поход на аттракционы, когда родители не рассказали, что малыш будет пристегнут и все будет безопасно. Если ребёнок увидел диких животных в зоопарке, и ему не рассказали, что они не причинят ребёнку вреда, и так далее.
И естественно, сильнейшим стрессом для ребёнка будут действия родителей — частые или громкие скандалы и бурные ссоры, доходящие до оскорблений и драки, непристойное поведение пьяного отца или матери, побои в состоянии алкогольного опьянения.
Проявления в школьном возрасте
Важным вопросом для любого родителя, который заботится о психоэмоциональном комфорте своего ребёнка, является профилактика различных невротических расстройств. В возрасте шести-девяти лет проявлениями невроза могут стать неврологические симптомы, двигательные нарушения в виде навязчивых движений с нервным тиком. И проявления нервозности редко бывают изолированными и единичными. Обычно при нервных срывах либо неврозе происходит смена всего поведения ребёнка. Дети обычно теряют инициативу и становятся вялыми, могут стать слишком суетливыми, чрезмерно подвижными, могут утрачивать контроль за своим поведением. Постепенно происходит снижение работоспособности и ухудшение внимания, и если причина нервозности не устраняется, тогда происходит изменение характера ребёнка. Перешагнув критический возраст, он может оставаться таким же вялым, возбудимым или расхлябанным.
Особенности детей, общения, поведения
Дети школьного возраста с нервными расстройствами более внушаемы, и они легко поддаются дурному влиянию других. У них снижена способность к сосредоточению, они тяжело переносят нервное напряжение, не могут побороть собственные порочные увлечения. Родители не должны сразу думать, что все будет плохо и мрачно. Если своевременно выявить проблему и уделять ребёнку достаточно внимания, правильно лечить его, то во взрослом состоянии он сможет быть вполне здоровым, может хорошо отучиться и будет нормально работать.
Особенности психики детей в том, что она довольно эффективно способна восстанавливаться, гибкая, хорошо подстраивается под внешние обстоятельства. Если выявить и устранить все раздражители, создать комфортные условия, дети быстро выздоравливают.
Чем и как лечить, что должны знать родители?
В случае соблюдения всех рекомендаций и при участии родителей в процессе лечения невроз проходит быстро и бесследно. Но при тяжелых неврозах и в запущенных случаях может понадобится помощь даже детского психиатра. Родители не должны переживать, в этих случаях помогают традиционные педагогические приемы с методиками, которые вполне можно применять и на дому самим. Можно во многих случаях обойтись и без медикаментов.
Основным способом коррекции проблем таких детей является психотерапия. Используют психотерапевтические приемы родители, специалисты, практикуя смену обстановки и разобщение ребёнка с теми факторами, которые провоцировали неврозы, давая прилив новых ярких впечатлений.
Возможно использование иного метода, его специалисты именуют речевым, то есть происходит воздействие авторитетов на подсознание и сознание ребёнка. Когда родители дают малышу поговорить с тем, кому он доверяет, и услышать от них слова одобрения, это существенно помогает в лечении.
Полезным будет метод стимуляции с постановкой цели и пробуждением желания выздороветь. Нужны такие условия, чтобы дети могли приложить свои силы в процессе выздоровления, пытались преодолевать препятствия. Особенно важным будут слова учителей, тренеров и родителей. Победа над заболеванием ребёнком будет воспринята как победа в целом над собой, что придаст уверенности и радости жизни.