Психическое развитие детей с нарушением слуха может серьезно отличаться и зависит от того, насколько сильны нарушения. Не менее важную роль играет и то, является ли нарушение слуха врожденным или приобретено в определенном возрасте.
Влияние нарушений слуха на развитие речи
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха главным образом касаются развития речи. В зависимости от времени нарушения слуха и его тяжести можно выделить следующие моменты:
- Сохранность слуха.
Возможность слышать хотя бы частично оказывает положительное влияние на развитие речи, тогда как абсолютная глухота приводит к тому, что ребёнок говорит намного хуже.
- Когда проявилось нарушение.
Если ребёнок не слышит с рождения, его расстройство речи будет наиболее тяжелым. Чем позже ребёнок потерял слух, тем лучше сохраняется речь.
- Общее состояние здоровья и психическое развитие.
Замечено, что здоровые, активные дети без психических нарушений при равных условиях обладают более развитой речью.
- Коррекционные меры.
Применение специальных занятий и мер для развития и сохранения речевых навыков должно начаться как можно раньше — это позволит эффективнее развивать речь даже при серьезных нарушениях слуха.
Речь не является единственной пострадавшей стороной у детей с нарушениями слуха, поскольку данный фактор затрагивает и другие сферы жизни: возможность ориентироваться в пространстве, физическое развитие, эмоциональные особенности и когнитивные навыки. Среди слабослышащих и неслышащих детей встречаются как дети с выраженной умственной отсталостью, так и дети с более легкими нарушениями, в частности с задержкой психического развития, а также дети с полностью сохранным интеллектом.
Специальное воспитание и обучение
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха определяют необходимость создания специальных условий для их воспитания, обучения и социализации. На сегодняшний день существуют специализированные коррекционно-образовательные учреждения, которые рассчитаны на неслышащих и слабослышащих детей и обеспечивают как дошкольное развитие ребёнка, так и освоение школьной программы. Однако в ряде случаев дети и их родители имеют возможность заниматься в общеобразовательных учреждениях.
В целях формирования определенных личностных качеств и успешных социальных взаимоотношений детям с нарушениями слуха необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Наиболее продуктивным способом формирования личного опыта считается практическая совместная деятельность, в которой ребёнок имеет возможность действовать самостоятельно.