Даже самые маленькие дети обычно очень подвижны (при отсутствии серьезных проблем со здоровьем). Они игривы, полны энергии, постоянно находятся в движении, даже если еще не умеют ходить. А уж если сделали первый самостоятельный шаг, то вообще становятся неудержимыми.
При этом взрослым крайне важно отслеживать, как происходит развитие ребёнка, в том числе и в двигательной сфере. Эффективное функционирование детского организма возможно лишь при условии полного контроля за телом, а такие навыки порой получить непросто. Чтобы успешно идти вперед (и в прямом, и в переносном смысле), ребёнок должен научиться контролировать свое тело и в статическом положении, и в движении.
Это означает, что постепенно у него должны развиваться такие естественные навыки, как координация движений и равновесие. Первое понятие описывает способность маленького человека успешно выполнять точные «запланированные» движения. Иными словами, это умение согласовывать активность тех мышц, которые необходимы для выполнения указанного движения. А вот равновесие бывает двух типов:
- статическое — навык контроля за стационарным положением тела;
- динамическое — навык добиваться сбалансированности тела при движении.
Если ребёнок запаздывает с овладением таких умений, это может негативно сказаться на всем его общем развитии. Поэтому родители должны уделять данной стороне взросления как можно больше внимания.
Почему для детей так важно овладеть равновесием и координацией
Эти навыки важны не только для общего развития ребёнка. Не овладев равновесием и координацией в той мере, что соответствует его возрасту, он просто не сможет выполнять простых движений: ходить, пользоваться столовыми приборами, сидеть за стульчике за столом и т. д.
Другая сторона — снижение риска получить травму. При возникновении определенных угроз тело реагирует соответствующим образом. Например, ребёнок бежит, спотыкается, падает, но смягчает падение, мгновенно сгруппировавшись и выставив вперед руки. Полученные навыки способствуют и более эффективной работе, например, за письменным столом, когда тело занимает оптимальную позу для выполнения конкретной задачи — письмо, чтение и т. д.
Чем старше становятся дети, тем больше у них разнообразных интересов. Реализовать большинство из них они не смогут, если в более раннем возрасте не были развиты в достаточной степени равновесие и координация.
В первую очередь это касается спортивных занятий. Любой из видов спорта требует глубокого развития указанных навыков, особенно в таких направлениях, как борьба, художественная гимнастика, баскетбол, теннис, водный спорт, фигурное катание. Добиться высоких результатов просто невозможно, если отсутствует эффективный контроль тела. Кроме того, при правильно выверенных движениях экономится энергия, снижается усталость.
Первые шаги в развитии у ребёнка таких важных навыков родители должны делать с особой тщательностью. Малыш должен осознать, как двигается его тело в целом и его отдельные части (ручки, ножки, голова). Потом необходимо привить понимание того, как тело двигается по отношению к различным предметам и окружающему миру в целом.
Детям нужно на собственном опыте почувствовать, что такое билатеральная (двусторонняя) интеграция. За этим сложным термином скрывается способность использовать обе руки, определив среди них ведущую. Еще одно важное понятие — проприоцепция. Это способность человека ощущать себя в пространстве, а не отдельно от него. При этом в мозг передается информация от мышц и суставов. Это позволяет, например, бегущему ребёнку затормозить у стенки и не врезаться в нее.
Признаки проблем в развитии ребёнка
Внимательные родители всегда заметят, если у малыша проблемы с координацией движения. Впрочем, это сложно не заметить: он постоянно спотыкается, часто падает, натыкается на препятствия, а не обходит их. Ребёнок может бегать слишком медленно либо в странной манере — скованно, без плавности.
Норма для таких детей — вообще отказываться от физической активности. Обычно они не хотят играть с другими малышами на детской площадке, отсиживаются на скамеечке, не бегают наперегонки и не участвуют в других активных играх. Более того, они категорически отказываются от каких-то новых игр или активных занятий, если те требуют физических усилий.
Если такой ребёнок все же проявляет желание научиться езде на велосипеде, самокате или освоить плавание, то это получается у него медленнее, чем у сверстников, более неуклюже и с гораздо меньшими успехами.
Естественные этапы физического развития у такого малыша идут с некоторой задержкой. Взрослые замечают, что он не так активно ползает или пошел намного позже, чем другие дети такого же возраста. Уже одно это — тревожный звоночек, который говорит о слабом развитии координации.
Проблемы с ней проявляются и при выполнении заданий на тренировку мелкой моторики. Для развития ребёнка она очень важна, но успехов в этом направлении вы можете не видеть. Вас должно насторожить, что малыш, например, с трудом держит карандаш, не может направить его движение так, чтобы получилась ровная линия, или у него не выходят мелкие штрихи.
Как родители могут развить у ребёнка навыки равновесия и координации
Основные меры, которые помогут эффективно повлиять на развитие ребёнка — это различные спортивные упражнения. Будет лучше, если малыш станет выполнять их вместе с родителями. Так он увидит, что мама и папа им интересуются, проявляют внимание, помогают. Ребёнок станет более спокойным, сосредоточенным и уверенным, в результате чего ему будет намного проще усвоить упражнения. Кроме того, он почувствует себя в большей безопасности, поскольку взрослые могут его сразу подхватить и не дадут упасть — например, при потере равновесия.
Психологи и педагоги разработали множество комплексов подобных упражнений. Они помогут детям, к примеру, исследовать и запомнить механику некоторых распространенных действий (развести руки в стороны при прыжке и приземлении, чтобы сохранить равновесие, и т. д.).
Для тренировки давайте ребёнку простые задания: из тех, которые можно выполнить поэтапно, зафиксировав последовательность движений. Позже нужно будет переходить к более сложным упражнениям, при которых малыш станет контролировать несколько движений одновременно (например, и рук, и ног). Можно использовать и социальную мотивацию, особенно если старший брат/сестра или кто-то из знакомых успешно занимается спортом, танцами и т. д.
Упражнения могут быть очень простыми и доступными, не требующими никаких затрат. Можно, скажем, ходить по нестабильным поверхностям (подушки, мягкие кресла), вырабатывая устойчивое вертикальное положение. Занятия на канатах и подвешенных веревочных лестницах за счет своей неустойчивости также отлично тренируют реакцию. Прекрасный эффект дает плавание, поскольку ребёнок всем телом ощущает окружающую и поддерживающую его среду.