Между близнецами, живущими вместе с рождения, образуется прочная взаимосвязь. Она носит особый характер, ведь это не просто близкие родственные отношения — близнецы как будто неразрывно связаны в единое целое. Со стороны это выглядит, как воплощенная мечта о «второй половинке», которая по-настоящему тебя понимает, полностью разделяет твои чувства, убеждения, интересы. Но такая глубокая взаимосвязь не всегда полезна. Сложности могут возникнуть, когда близнецам придется принимать решения и действовать по отдельности. Близнецу, оказавшемуся без поддержки брата или сестры, бывает трудно справиться с неуверенностью в себе. Такой ребёнок может испытывать затруднения при заведении новых знакомств, при выстраивании отношений со сверстниками и в дальнейшем при создании своей собственной семьи. Задача родителей — помочь ребёнку раскрыть и развить свою индивидуальность, обрести личностную автономию.
Формирование личности ребёнка
С первых дней жизни близнецов родители подмечают малейшие отличия в их внешности и характере. Мама и папа учатся различать детей между собой и скоро убеждаются, что, несмотря на большое сходство, близнецы во многом отличаются друг от друга — это отдельные личности, каждая со своими вкусами, предпочтениями, склонностями и способностями. Индивидуальные особенности близнецов должны учитываться в процессе воспитания. Общение с детьми нужно выстраивать таким образом, чтобы не нивелировать их отличия, а, наоборот, подчеркивать. Это поможет детям осознать свою индивидуальность, исключительность, непохожесть на других людей, в том числе на своего близнеца.
Психологи не рекомендуют одевать близнецов полностью одинаково. У братьев/сестер может быть похожая одежда, но с явными отличиями, которые позволят им без труда определить, где чья вещь. Каждый близнец должен пользоваться только своими предметами одежды и иметь специально выделенное место для их хранения. Полностью одинаково можно одевать только совсем маленьких детей, которые еще не осознают себя как личность. Это правило распространяется и на игрушки — у каждого они должны быть свои. Брать чужие разрешается только с позволения владельца. Все это поможет ребёнку осознать свои личные границы и научиться уважать чужие.
Для празднования дня рождения лучше испечь или купить два торта и, конечно, приготовить два подарка. Важно, чтобы подарки были не одинаковые. Каждого ребёнка должен ждать индивидуальный сюрприз. Можно отправиться в магазин вместе с детьми. Лучше разделиться: пусть один близнец идет с мамой, другой — с папой. Так подарок будет выбран самостоятельно, независимо от мнения брата/сестры.
Близнецы не обязательно разделяют увлечения друг друга. Выбор хобби, кружка или спортивной секции нужно обсуждать с каждым ребёнком в отдельности. Пусть каждый выберет увлечение, которое придется ему по душе. Если близнецы будут ходить на разные занятия, они смогут развить свои индивидуальные способности и научатся самостоятельно — без поддержки брата или сестры — заводить новых друзей.
Еще несколько полезных рекомендаций:
- родители должны найти время для общения тет-а-тет с каждым близнецом;
- следует чаще обращаться к близнецам по имени и реже использовать слова, обозначающие группу лиц: «ребята», «дети», «мальчики», «девочки»;
- вопросы нужно чаще адресовать не паре близнецов, а конкретному ребёнку;
- надо отучать детей от привычки отвечать на вопросы друг за друга;
- поручения лучше давать детям по отдельности;
- необходимо предоставить близнецам возможность достаточного общения со сверстниками.
Речь не идет о том, чтобы насильственным образом разобщать близнецов. Но для формирования здоровой личности следует с ранних лет всячески подчеркивать индивидуальность ребёнка, его непохожесть ни на кого, в том числе на своего близнеца. Обращая внимание на проявления индивидуальности каждого из близнецов, не стоит сравнивать их между собой, поощрять соперничество и нездоровую конкуренцию.
Борьба за лидерство: действия родителей
Близнецы вынуждены с самого раннего возраста выстраивать отношения друг с другом, делить внимание, ласку и любовь родителей. В связи с этим в паре рано выделяется близнец-лидер и менее активный близнец-ведомый. Возможно и динамическое распределение ролей, когда в зависимости от ситуации роль лидера берет на себя то один, то другой ребёнок. Вмешательства родителей не требуется, если один близнец не подавляет другого, и борьба за лидерство не выливается в бурные ссоры и драки.
Чтобы избежать скандалов и ссор, нужно научить детей договариваться, идти на компромиссы в спорных ситуациях. Если явный лидер подавляет ведомого, родителям следует поддерживать более слабого ребёнка — повышать его уверенность в себе. Нужно чаще хвалить его, подбадривать, внушать веру в собственные силы, поощрять инициативу, поддерживать любое стремление к самовыражению и не сравнивать с другими детьми.
Роль игр в развитии ребёнка
В играх дети осваивают новые умения и навыки, развивают моторику, фантазию, интеллектуальные способности. Игровая деятельность способствует формированию эмоционально-волевой сферы. Взаимодействуя в процессе игры, дети учатся сопереживать, сочувствовать, выражать поддержку, достойно принимать поражение. В детстве близнецы много времени проводят вместе, совместные игры являются важной частью их жизни. И чем разнообразнее будут эти игры, тем больше пользы они принесут.
Существуют ролевые, настольные, словесные, спортивные игры. Настольные — это лото, шашки, домино, шахматы, различные стратегии. Такие игры учат ребёнка планировать действия, просчитывать шаги, предугадывать реакции противника. Они развивают стратегическое мышление, внимание, память, логику, навыки счета.
Пример ролевой игры — кукольный театр. В этой игре можно не только проявить собственную личность, но и примерить на себя несвойственные роли. Игра в театр развивает творческие способности, фантазию, образное мышление, речь.
Воспитание близнецов — сложный процесс, требующий знаний, выдержки, терпения. Но этот тяжелый труд обязательно будет вознагражден — дети вырастут здоровыми и успешными, станут настоящей поддержкой и опорой друг для друга и пронесут свою особенную дружбу через всю жизнь.