11 ноября отмечают профессиональный праздник офтальмологи. Эти врачи лучше всех знают, как «беречь зеницу ока», и зачем — чтобы мы все хорошо видели то, что есть вокруг нас. Потому что то, чего нет, мозг отлично придумает сам, особенно, если что-то мешает как следует разглядеть непонятное.
Люди вообще замечательно умеют подгонять неизвестное и непостижимое под что-то уже знакомое, хотя бы умозрительно. Так и появлялись в давнее время легенды и сказки о необыкновенных созданиях — иногда страшных, иногда смешных. Порой жертвой человеческого невежества становились несчастные больные, которым вдруг начинали приписывать ужасные качества и черты.
Вот о таких прототипах сказочных персонажей и расскажет сегодня MedAboutMe.
Ведьмы, колдуны, черти и прочая нежить: отравление спорыньей
Есть все основания полагать, что разгул средневекового религиозного фанатизма связан с постоянным отравлением значительной части населения зерном, зараженным спорыньей. Алкалоиды спорыньи вызывают заболевание, известное сегодня под названием «эрготизм», а прежде его называли «антонов огонь», «злые корчи», «ведьмины корчи». Перед тем, как помереть в муках, больной переживал удивительные и ужасные галлюцинации, полные жутких созданий. На костер могли отправить и саму жертву отравления, и всех, в ком больное воображение могло усмотреть признаки ведьмы или оборотня.
Особенно легко было обвинить в контактах с темными силами тех, кто нес на себе признаки непонятных болезней.
Оборотни, заросшие волосами: гипертрихоз
Иногда рождаются дети, у которых волосы покрывают все тело и даже лицо. Это сегодня мы хорошо информированы и достаточно толерантны к тем, кто отличается от привычных норм. А в дремучие времена таких людей и за людей не считали, а приписывали им звериные качества. Могли подозревать несчастных в том, что они родились в результате противоестественной связи женщины с животным или с самим Сатаной.
Локальный гипертрихоз в виде отдельных пятен темноокрашенной и заросшей волосами кожи считали печатью дьявола, что тоже не приносило носителю ничего хорошего.
На самом деле гипертрихоз мог быть врожденным и приобретенным, проявляющимся как симптом некоторых заболеваний. Но ни в одном случае ни дьявол, ни животные были совершенно ни при чем.
Вампиры: больные порфирией
Бледность, красные глаза, торчащие зубы, жажда крови, боязнь солнечного света — такие качества приписывают ужасным вампирам, только и думающим, кого бы укусить и высосать кровушку.
На самом деле вампиризм, вероятнее всего, был связан с порфирией. При этом заболевании происходят нарушения в синтезе гема, небелковой составляющей гемоглобина. В результате в крови накапливаются токсичные порфирины. Именно это и вызывает появление ужасных симптомов болезни.
Кожа у больного высыхает и трескается, особенно под действием солнечного света, вызывающего усиленный распад гемоглобина. Десны съеживаются, обнажая зубы и делая их пугающе большими на вид. Ужасное впечатление усиливает то, что порфирины окрашивают эмаль зубов в красноватый цвет.
Из-за болезни разрушается хрящевая ткань в носу и ушах. Нередко все это сопровождается нервно-психическими расстройствами. Больной старается избегать солнечного света и контактов с людьми, что вполне понятно: люди, особенно не очень осведомленные, легко пугаются при встрече с бедолагой. И придумывают страшные истории о вампирах.
Легендарный граф Дракула, кстати, порфирией не страдал, хотя именно на его родине, в Трансильвании, порфирия встречалась относительно часто. Пресловутый Дракула был вполне исторической личностью, носил имя Влада Цепеша и свое прозвище получил за крайнюю жестокость к туркам — поработителям народа его страны. А заодно и к собственным боярам — предателям и взяточникам. Крови он пролил немало, но сведений о том, что Влад Цепеш кого-то кусал, нет.
Русалки: жертвы сиреномелии
Иногда, вследствие патологии развития плода, на свет появляются дети, у которых вместо двух ножек имеется что-то вроде русалочьего хвоста. Обычно эта патология летальна, и новорожденные «русалки» умирают вскоре после рождения. У них, кроме сросшихся, несформированных ножек, имеются и другие серьезные нарушения: отсутствие органов выделения, ануса, дефекты многих органов и систем.
В истории зафиксировано всего несколько случаев, когда дети-русалки с помощью врачей прожили достаточно долго. Двум девочкам хирурги смогли провести операцию по разделению ножек, одна из них даже научилась потом ходить. Но в любой уважающей себя кунсткамере еще несколько веков назад непременно была банка с заспиртованным младенцем-«русалкой».
Вероятно, созданию легенд о русалках способствовали еще и моряки, наблюдавшие белух — представителей отряда китообразных. На расстоянии, в воде, эти животные вполне могли показаться морякам похожими на женщин с рыбьим хвостом вместо ног.
Гномы: нехватка гормона роста
Невысокие коренастые карлики с сильными руками и трудным характером, живущие под землей — так мы представляем себе гномов. На самом деле прототипами гномов могли стать люди, у которых вследствие недостатка специфического гормона остановился рост. Эта патология называется гипофизарным нанизмом и встречается у 3-4 человек из 10 тысяч. Мальчики болеют чаще девочек.
Причиной нарушения может быть наследственная предрасположенность, нарушения внутриутробного развития плода, травмы головы, полученные в раннем возрасте или во время родов, сифилис, туберкулез и другие заболевания. Иногда выяснить причину развития болезни не удается.
Интеллект карликов не страдает, в этом отношении они совершенно нормальны и ничем не отличаются от людей обычного роста.
По некоторым источникам, карлики часто шли работать в шахты, потому что им было легче проникать в узкие и низкие штольни и ходы, а их физическая сила позволяла при этом работать очень эффективно. Не мудрено, что такие подземные работяги могли дать основание для создания легенд о гномах.
Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, был вполне реальным человеком, жившим в 18 веке. Пиноккио («кедровый орешек» в переводе) носил фамилию Санчес и родился в прекрасной Флоренции. Пиноккио, в отличие от своих ровесников, не вырос, оставшись малышом, еле достававшим головой до уровня стола.
Это не помешало ему жить активно и даже пойти воевать. Но на войне Пиноккио очень пострадал: лишился конечностей и части носа. Маленькому мужественному юноше помог добрый человек, которого одни источники называют доктором, а другие — талантливым столяром-краснодеревщиком. Имя этого человека — Карло Бестульджи. Именно он сделал для Пиноккио деревянные протезы конечностей и носа.
Наполовину деревянный человечек стал похожим на марионетку и довольно долго пользовался бешеным успехом у посетителей ярмарочного балагана. На подмостках Пиноккио и погиб в результате несчастного случая: упал и расшиб голову. А заменить и ее деревянным протезом «папе Карло» Бестульджи было не по силам.
Дуремар — врач, пропагандист гирудотерапии
Дуремар, которого сделал персонажем сказки о Буратино русский писатель Алексей Толстой, тоже имел реального прототипа. Им был французский врач Жак Булемард, живший в конце 19 века в Москве. Увлечением Булемарда была гирудотерапия, и доктор все время ходил ловить пиявок, одевшись в длинный плащ и нося с собой сачки и банки. Столь экзотическая личность не могла не привлекать внимания, и московские сорванцы нередко сопровождали странного доктора (фрика, как сказали бы сегодня), выкрикивая дразнилки, в которых коверкали его фамилию. Так и стал Жак Булемард Дуремаром.
Дети-«русалки» рождаются достаточно редко. Но мы исследовали довольно много случаев, и в некоторых из них несведущему человеку при виде странного новорожденного вполне могла прийти в голову мысль о русалках. Иногда патология затрагивает и череп ребёнка, искажая черты лица. У плода может быть сильно деформировано лицо, что в сочетании со сросшимися ножками наводит на мысль о нечеловеческой природе несчастного существа. Не зря эту патологию назвали сиреномелией, в честь мифических морских обитательниц — сирен.
Людям свойственно наделять непонятные явления понятным смыслом. Все, что человек встречает, должно быть уложено в привычные рамки, даже если они тесные или некомфортные. Так проще с ними справляться.
Поэтому не удивительно, что в заросшем волосами человеке наши предки видели не больного с редкой патологией, а более понятного, хотя и никогда не виденного наяву оборотня или лешего. Оборотень оказывался хотя и страшнее, но более доступным для понимания и встраивания в имеющуюся картину мира.
Это относится и к русалкам, и к гномам, и к жутким вампирам. Представьте себе, что вы ничего не знаете ни о карликовости, ни гормонах роста, и никогда прежде не встречали такого человека. И вдруг видите, как из шахты выбирается какой-то маленький человечек, покрытый к тому же грязью и пылью, ворчит что-то и ковыляет на коротких сильных ногах. Ну как тут можно было не придумать подземных жителей-гномов?
Не сомневаюсь, что легенды о великанах появились из-за встреч с больными акромегалией. Очень сильное впечатление производят эти люди. Благодаря одному из них появился обаятельный мультипликационный персонаж Шрек, например. Если даже у наших современников больные акромегалией вызывают желание придумать сказку с их участием, то что же ждать от наших предков? Их воображение просто не могло быть не поражено видом гиганта с огромными руками и тяжелой челюстью.