Атмосфера в коллективе — это один из главных моментов, определяющих, насколько комфортно вам будет работать в этом заведении. Это касается не только общения с коллегами, но и отношений с руководителем. От этого зависит, захотите ли вы задержаться на этой работе, сумеете ли проявить на ней свои лучшие качества и подняться вверх по лестнице карьеры.
Общение с руководителем
Хотите вы этого или нет, но вам придется общаться с боссом. Пусть не с самым главным шефом, а с вашим непосредственным начальником, тем не менее. Чтобы это общение было продуктивным и не создавало конфликтов, надо соблюдать определенные правила.
Как правильно спорить
Порой бывает, что ваше мнение по какому-то вопросу не совпадает с мнением шефа. Возникает необходимость обсудить ситуацию. Прежде, чем это делать, спросите у начальника, может ли он сейчас выслушать ваши соображения. Чтобы разговор был продуктивным, важно выбрать подходящее время. Возможно, шеф занят, или готовится к важному совещанию, или ему надо срочно куда-то ехать. В этом случае отложите разговор, чтобы он не получился скомканным.
Озвучивайте спорные соображения только с глазу на глаз. Ведь высказывание возражений означает, что вы не согласны с правотой шефа. Ни в коем случае не делайте этого при других сотрудниках, уважайте авторитет вашего босса. Если вы увидите в его кабинете кого-то еще, отложите разговор до более благоприятного момента. Не обостряйте отношений.
Вступайте в спор только по тому вопросу, в котором вы точно разбираетесь лучше, чем ваш начальник. Прежде, чем спорить, тщательно все проверьте и перепроверьте. Убедитесь в том, что вы абсолютно правы, и ваше мнение может улучшить положение. Аргументируйте свою позицию, приведите графики, данные продаж, необходимые документы, ссылки на подтверждающие материалы и т. п.
Подготовьтесь к разговору. Четко и ясно излагайте свою позицию, чтобы она была понятной. В ней не должно быть недоговоренностей. Не используйте личных предложений, таких, как: «Вы неправы», «Вы ошибаетесь», «Вы перепутали». Они звучат неуважительно, создают противостояние и вызывают агрессию. Вместо этого надо говорить безлично: «Здесь произошла ошибка…», «Я проверил данные, они выглядят так…» и т. п. Это избавит ваши отношения от напряженности.
По той же причине не переходите на личности, не давайте оценок: «Вы всегда несправедливы», «С вами невозможно обсуждать проблемы» и пр.
Критика всегда вызывает желание вернуть ее обратно. А поскольку босс стоит выше вас по субординации, вы тоже получите от него критику в свой адрес, можете быть уверены. Помните об этом во избежание ухудшения отношений.
Если вы не согласны с аргументами начальника, умейте сказать «нет». У боссов противоречивая психология: слишком строптивых сотрудников они не любят. Но и подчиненных, которые всегда со всем соглашаются и боятся отстаивать свою точку зрения, они не уважают. Поэтому, если уж вы говорите «нет», сумейте подробно аргументировать и объяснить свой отказ.
Прислушивайтесь к аргументам вашего начальника, постарайтесь в них разобраться. Это пойдет вам на пользу, так как будет создавать впечатление, что для вас главное — не борьба с шефом, а поиск правильного решения, улучшение качества работы. Это самая правильная психология.
Если вам что-то не до конца понятно, обязательно спрашивайте, уточняйте до тех пор, пока не выясните все нюансы и не будете стопроцентно уверены, что вы поняли начальника правильно. Недопонимание ведет к ошибкам и осложняет отношения. Если вы стесняетесь уточнять и переспрашивать, вы можете испортить порученную работу, и мнение о вашей профессиональной компетенции ухудшится.
Психология босса: соблюдение субординации
Чтобы продуктивно общаться с шефом, надо понимать его психологию. Любой начальник высоко ставит свой авторитет. Он уверен в себе (неуверенного человека не поставят руководителем). Поэтому он плохо воспринимает критику. Особенно негативно он воспринимает, когда подчиненный возражает ему при других людях.
Начальство не любит возражений. Если шеф чего-то от вас требует, он хочет, чтобы его требование было неукоснительно выполнено. Тем более если он нашел в вашей работе ошибку или неточность.
Бывают шефы со сложной психологией, которые изводят подчиненных мелочными придирками. Это позволяет им постоянно контролировать положение дел и чувствовать себя на высоте. Чтобы выдержать общение с таким боссом, главное — не принимать его близко к сердцу, сохранять хладнокровие и невозмутимость. Надо принять характер босса, как данность, и научиться отключать эмоции.
Самое главное для любого шефа — видеть, что вы относитесь к нему с уважением, хотите выполнить свою работу как можно лучше и готовы сотрудничать. Это растопит сердце самого придирчивого начальника.
Отношения на работе: обстановка в коллективе
Бывают коллективы, в которых царит жесткая конкуренция. Доверительные отношения между сотрудниками отсутствуют, все видят друг в друге соперников и претендентов на повышение, поэтому сближения между коллегами там не бывает. Подобная атмосфера перерождается в нездоровую и работать там непросто.
Что делать в таком случае? Прежде всего, надо сохранять чувство собственного достоинства и стараться как можно лучше выполнять свою работу. Старайтесь повышать квалификацию, приобретать дополнительные знания. Не сплетничайте, не отзывайтесь плохо о коллегах. Увидьте в этом свои плюсы, считайте, что работа в сложных, «не тепличных» условиях повышает ваш опыт, не только профессиональный, но и человеческий.
Прежде чем примкнуть к какой-то группировке коллег, потратьте несколько месяцев на то, чтобы хорошенько во всем разобраться. Присмотритесь к членам коллектива, постарайтесь понять, что они собой представляют в профессиональном и человеческом плане. Внимательно наблюдайте за их отношениями, за тем, какие связи между ними существуют.
Если вы затрудняетесь в решении какого-либо вопроса, попросите кого-то из сотрудников помочь вам разобраться в проблеме. Если вы только недавно пришли работать в фирму и еще не набрались опыта, можете попросить босса назначить кого-либо вашим наставником, к которому вы сможете обращаться с вопросами.
Со временем вы сможете выделить в коллективе нескольких коллег, достойных доверия и уважения. На них можно будет опираться в сложных ситуациях.
Если вы хотите завоевать авторитет и уважение, самое главное, что нужно сделать — это показать, что вы хотите хорошо работать и стремитесь как можно лучше выполнять порученные задания. Со временем вы приобретете авторитет среди коллег и начальства.
Но если, несмотря на все усилия, вы убедитесь, что обстановка в коллективе ущербная и наладить ее не получается, надо искать другое место работы. Ничего страшного в этом нет, новое место обязательно найдется, надо только запастись терпением и искать то, что вам подходит.