Для взрослого человека работа и отношения с коллегами и руководством являются одними из основных источников душевного и физического благополучия. Работа — основной источник дохода не только для самого сотрудника или руководителя, но и для его семьи. Поэтому важно сохранить рабочее место, карьерные перспективы и возможность дальнейшего трудоустройства. Одним из факторов стресса и факторов успеха является построение отношений с коллективом. От них во многом зависит будущее человека на определенной должности в конкретной компании.
Важность отношений на работе для человека
Отношения на рынке труда сегодня носят конкурентный характер. Одни профессии уходят в прошлое, на их место приходят другие. Рынок стремительно меняется, и сотрудникам необходимо непрерывно повышать квалификацию, чтобы сохранять конкурентоспособность. Поэтому факторы стресса современного человека включают в себя поиск работы, умение удержаться на рабочем месте и завоевать доверие руководителя и коллег.
Когда новый сотрудник или руководитель приходит в компанию, за ним пристально наблюдают в течение испытательного срока, а то и гораздо дольше. Стиль одежды, способы проведения досуга, увлечения, манера поведения — все это становится объектом повышенного внимания коллектива и оказывает влияние на формирование отношений сотрудника и коллег. Поэтому особенно важно выстроить линию поведения таким образом, чтобы завоевать их доверие.
В некоторых случаях сотрудник или руководитель не может повлиять на уже устоявшиеся отношения в коллективе. Каждая команда — это собрание разных людей, имеющих свою точку зрения на работу компании. И она не всегда совпадает с мнением конкретного сотрудника. Это является одной из причин конфликтов или эпизодов моббинга. Но каждый новый сотрудник может попытаться показать себя с лучшей стороны и повлиять на формирование отношений с коллегами.
Основные факторы стресса для новых сотрудников и руководителей
Адаптация нового сотрудника или руководителя на рабочем месте — процесс, занимающий от 2-3 месяцев до полугода. Этот срок позволяет сотруднику и коллективу компании установить определенный характер отношений и понять, насколько он способен вписаться в команду. Некоторые факторы стресса могут оказать негативное влияние на работу сотрудника. Среди них — слишком высокая или слишком низкая загруженность, размытость полномочий, необходимость выполнять чужую работу, переработки и конфликты.
Стрессовое состояние оказывает серьезное воздействие на продуктивность и работоспособность человека. Каждый сотрудник реагирует на стрессовую ситуацию по-разному. Но для нового сотрудника она может быть вдвойне болезненной, поскольку он находится на стадии вхождения в компании, и каждое неверное действие может вызвать неодобрение со стороны руководства или коллег.
Для формирования отношений, способных благотворно отразиться на карьере и перспективах конкретного сотрудника, в период испытательного срока ему необходимо приложить максимум усилий, чтобы продемонстрировать свои сильные стороны и наилучшие профессиональные качества. При этом следует соблюдать разумный баланс между профессионализмом и новым положением. Соблюдение определенных правил делового этикета позволит новому сотруднику завоевать доверие команды и руководителя.
Формирование отношений на новом рабочем месте
Как известно, «встречают по одежке». Особенно это важно при первом визите в офис компании для прохождения интервью с потенциальным работодателем. Новому сотруднику необходимо обращать внимание, в том числе и на манеру одеваться. Не все компании имеют дресс-код, но во многих сотрудники придерживаются определенного стиля в одежде.
Следующий важный фактор, влияющий на впечатление от нового человека — его манера поведения. Безусловно, доверие вызывает уверенная осанка и походка, открытый взгляд и крепкое рукопожатие у мужчин. И наоборот, сутулость, бегающий взгляд или дрожащий голос не способствуют позитивной оценке. Многие факторы оказывают влияние на уверенность человека в себе, поэтому не рекомендуется посещать интервью в неблагоприятном душевном состоянии.
Новому сотруднику важно сохранять адекватную самооценку — не быть излишне скромным, но и не быть тем, что называют «в каждой бочке затычкой». На любые комплименты достаточно просто поблагодарить того, кто их говорит, а критиковать для улучшения работы, а не в стремлении унизить конкретного сотрудника. Критика работы — один из наиболее деликатных моментов делового этикета, и должна касаться проблемы, а не конкретного сотрудника. В противном случае новый работник или руководитель рискует нажить себе врага в устоявшемся коллективе.
Рабочее место сотрудника — одна из его «визитных карточек». В идеале оно должно содержаться в чистоте и порядке, на нем не должно быть лишних бумаг или мусора. Сотрудник, сидящий со скучающим видом, вряд ли способен завоевать доверие окружающих, так же, как и тратящий слишком много времени на личные беседы по телефону. Привычка делать на рабочем месте что-то, не связанное с трудовой деятельностью, может отрицательно отразиться на репутации сотрудника.
Во избежание недоразумений при выполнении трудовых обязанностей, новый сотрудник или руководитель должен узнать как можно больше информации о характере деятельности компании или отдела. Важнейшими составляющими трудового процесса являются требования к продолжительности рабочего дня, обязанности коллег, вклад коллектива в работу компании, возможности профессионального роста. Чем лучше сотрудник будет знать свои обязанности, тем комфортнее ему будет работать в новом коллективе.
Для успешного завершения вхождения в компанию, новому сотруднику или руководителю необходимо играть по тем правилам, по которым играет ее коллектив. Как правило, он составляет уже сложившуюся общность людей, привыкших к определенному распорядку дня, манере общаться и одеваться. И успешность нового сотрудника или руководителя во многом зависит от умения строить доброжелательные отношения с коллективом и постепенно становиться «своим».