Настольный теннис — один из тех уникальных видов спорта, освоить который может практически каждый. Играть на любительском уровне несложно, инвентарь легко доступен, а пользы и веселья — хоть отбавляй! Большие и маленькие, низкие и высокие, худые и полные, совершенно здоровые и люди с ограниченными возможностями способны играть в пинг-понг, причем научиться отбивать мячик можно очень быстро, за что настольный теннис так ценят маленькие спортсмены: он дает возможность почувствовать себя «умелым матером» с первого же урока.
Врачи активно поддерживают интерес к пинг-понгу: он помогает развивать и совершенствовать множество функций и навыков, а ограничение только одно, и довольно условное — выраженный сколиоз. В Международный день настольного тенниса рассказываем, откуда произошел этот вид спорта с забавным названием «пинг-понг», что хорошего видят специалисты в отбивании шарика ракеткой и почему в последнее время он опять становится настолько популярен, что во дворах и парках снова появляются столы для настольного тенниса.
История пинг-понга: от портсигара и пробки к полноценному спорту
Пинг-понг, согласно исследованиям, зародился около полутора веков назад, как салонное развлечение великобританской аристократии. Желая размяться в плохую погоду, высшие слои общества изобрели игру, в которой куски корковых пробок от шампанского надо было отбивать портсигарами. А в качестве сетки служили стопки книг на столах. Так появился «настольный теннис».
Позднее, с заменой пробок на целлулоидные шарики, а портсигаров — на ракетки, настольному теннису подобрали еще одно, более звучное имя, имитирующее звук ударяющегося о стол и ракетку шарика: пинг-понг (хотя вариантов в процессе подбора возникало немало: виф-ваф, госсим, флим-флам). Под этим именем настольный теннис в начале 20 века был зарегистрирован, как вид спорта.
Уникальность пинг-понга и в его очередности признания Олимпийским видом спорта: в программу Параолимпийских игр он вошел в 1960 году, с первых игр параолимпийцев, и на 26 лет раньше признания настольного тенниса Олимпийским спортом.
Безоговорочные лидеры в настольном теннисе сегодня — китайские спортсмены. Нация буквально растет с ракеткой в руках: пинг-понг включен в школьную образовательную программу, популяризируется среди населения. Общедоступный вид спорта, приносящий максимум пользы для тела.
В чем польза пинг-понга?
- Офтальмологи советуют
Постоянная концентрация взгляда на приближающемся и удаляющемся шарике — отличная гимнастика для глаз, профилактика дальнозоркости, близорукости, тренировка мышц и связок вокруг глазного яблока. Один из наиболее благоприятных для зрения видов спорта, особенно в период повального увлечения планшетами и смартфонами.
- Концентрация внимания
Необходимость постоянно следить за быстро двигающимся шариком способствует развитию концентрации внимания, даже если ребёнок просто «чеканит».
- Быстрота реакции
Успеть отбить тот самый быстро двигающийся шарик, изменить его направление развивает быстроту реакции, заставляя головной мозг обрабатывать входящую информацию и давать приказы мышцам с высокой скоростью. Настольный теннис настолько эффективен в стимуляции реактивных действий, что используется боксером Василием Кличко как часть ежедневной тренировки именно для этой цели.
- Моторика
Любой вид спорта (за исключением шахмат) развивает крупную моторику. Пинг-понг — не исключение, он способствует укреплению мышечного корсета. Спортсмены-бегуны, велосипедисты, конькобежцы уважают настольный теннис за развитие мышц нижних конечностей.
Но и мелкую моторику, за счет постоянных движений кистью, отклонения ракетки пальцами он развивает не менее эффективно, а это важно для письма, рисования, умения завязывать шнурки, а также стимулирует речевые центры мозга — они находятся рядом с центрами мелкой моторики и развиваются параллельно с нею.
Помимо развития моторики настольный теннис отлично укрепляет вестибулярный аппарат: постоянные движения из стороны в сторону, раскачивания, подпрыгивания гарантируют, что укачивать в машине или на морских прогулках ребёнка будет значительно меньше.
- Мышление
Необходимость запоминать комбинации, развивать двигательно-моторные навыки, зрительную, моторную виды память, сопоставлять движения соперника, скорость, угол полета шарика и его вращательную силу составляют основу успешной игры. И пусть звучат эти термины довольно сложно для детей, в процессе тренировок их тело и мозг осваивают навыки, скрывающиеся за научными словами.
- Регуляция эмоциональной сферы
Необходимость дождаться решающего момента для удара, «подловить» соперника, с достоинством выйти из положения требуют навыков самообладания и терпения. А командная игра «два на два» еще и учит сотрудничать, делегировать и разделять полномочия.
Нейропсихологи, специалисты по влиянию нейронных связей на психику человека, советуют настольный теннис для тех, кому необходимо или просто хочется уравновесить влияние полушарий мозга. Если ведущая рука — правая, в процессе тренировки стоит использовать часть времени левую, и наоборот. А можно играть и двумя руками.
Эффективность данного метода настолько высока, что его рекомендуют в качестве одного из упражнения для восстановления после инсульта головного мозга. Ценят пинг-понг детские специалисты и за ритмичность действий, способствующую развитию речевых функций и базы для освоения математики.
Как начинать играть?
Выбор секций настольного тенниса на сегодня довольно велик. Есть и спонтанные команды, играющие в парках, школах, спортивных клубах. С какого возраста и как лучше начинать играть в настольный теннис?
В спортивных секциях предпочитают начинать обучать детей играть с 9 лет. Это связано с особенностями развития детского организма, формирования зрительно-моторной координации к этому возрасту. Однако для любительского уровня ограничений нет — как только ребёнок в состоянии попасть ракеткой по шарику и проявляет интерес, можно начинать. Непрофессиональные секции и кружки работают обычно с 6-7-летнего возраста, однако есть и такие, кто набирает четырехлетних малышей. Если с 4-х лет уже можно обучаться играть в большой теннис, то почему для "маленького" надо подрасти? Давайте начнем сегодня!
В обучении настольному теннису у детей можно выделить две стадии: период начального обучения и период продолжающего обучения.
Период начального обучения длится около 2х лет— до 8 лет ребёнка. Он содержит техническое и теоретическое обучение, совершенствование технических качеств. В тренерской работе основными подходами в тренировке является показ и объяснение, которые подкрепляются различными игровыми упражнениями. Основная цель — увеличение стабильности выполнения основных технических элементов настольного тенниса через многократное повторение. Помимо технической подготовки акцент делают и на физическую форму: проводится комплекс общих физических упражнений для формирования общего спортивного тонуса у ребёнка, который может составлять до 2/3 от общего времени тренировки.
Период продолжающегося обучения начинается от 7-8 лет и включает в себя психологическую и игровую подготовку. В этот период помимо изучения техники игры проводятся игры на счет. Основная цель — психологическая и эмоциональная подготовка ребёнка к соревнованиям.
Настольный теннис способствует развитию деятельности основных физиологических систем у детей. В частности теннис хорошо развивает концентрацию и реакцию, а также общую физическую форму. Играйте в настольный теннис в любом возрасте.