Почему мы избирательны в еде? А дети особенно: это не буду, это не ем, а это вообще в рот не возьму. Чаще всего у ребёнка так срабатывает естественный защитный механизм: не пробовать новые продукты, чтобы не отравиться. Он – наше наследие древних времен. Но сегодня ученые говорят о новом расстройстве: пищевой неофобии, боязни незнакомой еды. И причиной этой неофобии может быть не только воспитание, но и гены! 1 ноября, в Международный день веганов, MedAboutMe объясняет, что может скрываться за нежеланием есть ту или иную пищу – от мяса до «безобидных» кабачков.
Ученые обвиняют гены
Еще в середине прошлого века известнейшие педиатры отмечали, что самая частая жалоба родителей на приеме у врача – «Мой ребёнок плохо ест!». И сегодня мало что изменилось, разве что разнообразной еды стало намного больше. И, как утверждают специалисты, именно разнообразие может быть причиной участившихся проблем с питанием детей. Хотя не только. Оказывается, если ваши дети боятся незнакомых продуктов, не стоит винить себя в неправильном воспитании. Обвиняйте свои гены!
Исследование 10 780 британских близнецов показывает, что пищевой страх передается по наследству на 78%. Еще 22% пищевой неофобии развивается из-за факторов окружающей среды, которые влияют на одного близнеца, но не на второго.
Родители могут быть уверены, что нежелание их ребёнка пробовать новые продукты является не просто результатом неверного воспитания, но частично заложено в генах.
В нашу работу мы включили четыре пункта для оценки страха перед незнакомой пищей, пищевой неофобии, и раздали опросники родителям 8-11-летних близнецов.
Родители оценивали высказывания о своих детях по четырехбалльной шкале от «полностью согласен» до «категорически не согласен». Фразы были такие:
- «Мой ребёнок постоянно пробует новые продукты.»
- «Мой ребёнок не доверяет новым продуктам.»
- «Мой ребёнок боится есть то, чего он никогда раньше не ел.»
- «Если мой ребёнок не знает, что находится в пище, он не будет ее пробовать.»
Затем мы сравнили результаты для разнояйцевых близнецов (которые имеют различную генетическую наследственность) с результатами для генетически идентичных близнецов. Однояйцевые близнецы гораздо чаще, чем однояйцевые, страдали той же степенью фобии к новой пище.
К такому же выводу недавно пришли исследователи из международной команды Финляндии и Эстонии. Они обследовали добровольцев в возрасте 25-74 в течение 7 лет. И действительно, случаи пищевой неофобии в 78% передавались «по наследству».
Не только гены: что еще вызывает страх перед новой едой?
Алиментарная пищевая неофобия чаще всего выявляется у детей и людей старшего возраста. Хотя избирательность в еде встречается почти у каждого человека. По этой причине диагностика пищевой неофобии может быть затруднена. Как отличить нормальную избирательность и расстройство питания?
Наши привычки пищевого поведения, ведущие к пищевой избирательности, появляются под влиянием окружения, модных тенденций, средств массовой информации и даже места жительства и культурных традиций. Личные правила питания становятся фактором принадлежности к субкультурам: к примеру, смузи на завтрак в кафе вместо яичницы дома. Но если внимание к составу пищи, навязчивая пищевая избирательность выражены слишком сильно, это может указывать на различные расстройства – от повышенной тревожности до орторексии.
Нутриоционисты и диетологи обеспокоены подобной тенденцией к пищевой избирательности. Нередко отказ от многих продуктов и неприятие попыток разнообразить свой рацион приводят к алиментарным недостаточностям, дефицитам нутриентов, авитаминозу, скрытой анемии, что особенно опасно для детей.
К медицинским проблемам, вызывающим пищевую неофобию, относят различные патологии. Как правило, в таких случаях у ребёнка диагностируют затруднение процесса дыхания, проблемы с жеванием, глотанием, непереносимость некоторых веществ (фруктоземия, гиполактазия и т. д.), слабый мышечный тонус, неврологические нарушения, задержку развития органов пищеварения, пониженную или повышенную чувствительность и т. п.
Вызвать страх перед некоторыми или всеми продуктами могут также травмы с эпизодом удушья, посттравматический шок (при ожогах, хирургических вмешательствах). А еще – повышенная чувствительность эмали зубов, при которой холодные и горячие блюда, кислые фрукта и соки или рассыпчатую кашу есть больно.
Психологические факторы пищевой неофобии
Если нет ни генетической обусловленности, при которой про папу или маму старшие родственники могут рассказать о «битвах в попытках накормить ребёнка», и нет медицинских проблем, то причина в воспитании? Ученые опять утверждают, что не стоит родителям винить себя. Возможно, фактор возникновения пищевой неофобии совсем иной.
Избегать новых продуктов чаще стремятся дети и взрослые с повышенным уровнем тревожности, а также при отсутствии знания о нутритивной ценности конкретного вида пищи. То есть – не понимают, насколько та же брокколи полезна.
У детей с пищевой неофобией часто отмечаются жесты отрицания: они отворачивают голову от тарелки, крепко сжимают губы, закрывают рот рукой, пинают кухонную мебель, отпихивают ложку. При демонстративном поведении выделяется отталкивание, выбрасывание еды, столовых приборов, гримасничанье, крики. Процесс кормления ребёнка обрастает утомительными ритуалами.
В США разработаны специальные шкалы для диагностики вариаций пищевого поведения (food neophobia scale) и создана программа, помогающая корректировать пищевую неофобию, представляющую угрозу для здоровья ("SOS approach to feeding"), которая в том числе используется для детей с неврологическими отклонениями и расстройством аутичного спектра.
Что бы ни было причиной – гены, неверные привычки, физиологические особенности или повышенная тревожность ребёнка, алиментарную неофобию надо корректировать. Но только в тех случаях, когда она ведет к постепенному или резкому ухудшению здоровья. Если же из довольно скудного, на взгляд родителей, рациона ребёнок получает все необходимые вещества, то можно оставить привереду в покое. Определить, насколько опасна неофобия, поможет пищевой дневник и консультация у диетолога или гастроэнтеролога.
Профилактика пищевой неофобии у детей раннего возраста
В норме определенная избирательность в выборе еды длится недолго, это необходимый, но короткий переходный этап взросления. В большинстве случаев (у 75% детей) она проявляется с трех до пяти лет, а затем исчезает.
В возрасте от рождения до 2-х лет пищевая неофобия не диагностируется. Пик нормальной, «защитной» боязни новой еды отмечается в 3-5 лет, реже с 4 до 7. И обычно все проходит самостоятельно к 10-11 годам.
В процессе роста дети изменяют пищевые пристрастия. Еда может быть тем «полем битвы», на котором ребёнок пытается бороться за право выбирать что-то самостоятельно, отделяться от влияния родителей. Это обычный этап формирования своих предпочтений с временной оппозицией по отношению к взрослым. Если давать возможность детям выбирать продукты из нескольких предложенных, то в норме эта стадия не затягивается. Если же она длится дольше положенного, вероятно, потребуется специалист для определения причин. Для начала – ведущий педиатр.
У детей есть определенные продукты, которые вызывают отторжение большинства из них. 7 из 10 детей с 4 до 7 лет терпеть не могут лук в любом виде. А вот с 10 до 17 лук уже не любят только 2 из 5-ти.
Что делать, чтобы предупредить пищевую неофобию у ребёнка или сгладить ее проявления?
- С возрастными предпочтениями проще смириться, чем кормить ребёнка луком. Приучать к взрослому рациону надо своевременно и медленно. Оптимальный вариант – появление новых продуктов на столе по одному. И первое знакомство с ними должно быть в минимальном объёме и обязательно сопровождаться любимым гарниром и похвалой взрослого.
- Нередко родители совершают ошибку в чередовании вкусов. Детям, например, сложно оценить и начать любить яблоки, если они уже познакомились с конфетами и чипсами. Вкус натуральных продуктов в таком случае будет казаться довольно пресным.
- Не стоит сопровождать процесс кормления посторонними развлечениями, отвлекающими от концентрации на еде. Мультфильмы, сказки, игры с девайсами хотя и могут помочь на этапе противостояния кормлению, но позднее вред проявится в намного более серьезном варианте.
- Детям непросто воспринимать смешанные, многокомпонентные блюда. Вместо салата или сложного гарнира лучше подавать все раздельно, к примеру, яркими крупными кусками овощей, фруктов на отдельной тарелке.
- Недопустимо принуждение к еде, насилие, шантаж связывают питание с агрессией взрослого. Ни поощрять, ни наказывать кормлением или определенными продуктами крайне не рекомендуется.