Сегодня педагоги и психологи выражают обеспокоенность проблемами с концентрацией внимания у детей. Современным школьникам все сложнее читать и воспринимать сложные и длинные тексты и сконцентрироваться на информации, описанной в учебнике. Во многом это происходит благодаря обилию визуального контента, окружающего детей практически с самого рождения, а также более широкому распространению случаев СДВГ (Синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Следствием недостаточной собранности становится снижение успеваемости ребёнка.
Проблемы с концентрацией внимания у современных детей
Способность концентрировать внимание на предмете или явлении без отвлечения на посторонние вещи появляется у ребёнка к 5-7 годам. Если дети 2-3 лет не в состоянии выдерживать занятие длительностью 40 минут, то к моменту поступления в первый класс ребёнок считается «созревшим» для наук и умеющим удерживать внимание на одной задаче. Но многие дети сегодня испытывают трудности с концентрацией внимания.
Первая причина, по которой детям сложно удерживать внимание — это слишком раннее знакомство с современными технологиями. Компьютер или планшет часто заменяют ребёнку реальное общение. Более того, на экране он видит яркие и постоянно сменяющие друг друга картинки. Так развитие ребёнка при помощи технических средств негативно влияет на способность удерживать внимание.
Многие дошкольники и младшие школьники более нетерпеливы, чем их ровесники несколько десятилетий назад. Во многих семьях принято давать ребёнку то, что он хочет практически сразу и исполнять любое желание. Таким образом, родители оказывают ему «медвежью услугу», поскольку не учат терпению и выдержке, которые пригодятся в будущем. Постоянное стремление к развлечениям и отсутствие интереса к «скучным» школьным предметам приводит к отсутствию интереса к учебе.
Невнимательность ребёнка может быть вызвана и физическим причинами, Сегодня многие психологи и педагоги отмечают распространение СДВГ. Это расстройство развития ребёнка, вызванное многими причинами — неблагоприятной экологической обстановкой, заболеваниями матери во время беременности, родовыми травмами и осложнениями. Одними из основных проявлений СДВГ являются сложности с концентрацией внимания.
Внимание и особенности развития ребёнка
Выделяют 2 типа невнимательных дошкольников и младших школьников. К первому типу относятся импульсивные, легко отвлекающиеся на внешние раздражители и отвлекающие других. Они часто огорчаются если результат их не устраивает. Второй тип — это пассивный невнимательный ребёнок, не умеющих сконцентрироваться из — за своей мечтательности, но при этом никому не мешающий.
И те, и другие в итоге не доводят задачу до конца. Одни выполняют работу быстро из-за неспособности сконцентрироваться, другие задумываются, «витают в облаках» и не доводят задачу до конца. В результате часто возникают проблемы с успеваемостью, отрицательно влияющие на отношения с учителем и родителями.
Невнимательность распространяется не только на учебу, но и не другие сферы жизни, например, выполнение работы по дому или самообслуживание. Родители невнимательного ребёнка часто жалуются не то, что приходится все время напоминать ему о каких-то обязанностях или действиях. Если они замечают это слишком часто, то необходимо помочь ребёнку с постепенным улучшением концентрации внимания и быть последовательными.
Как помочь ребёнку собраться: советы родителям
Постоянное рассеивание внимания заставляет тратить на выполнение конкретной задачи гораздо больше времени. Поэтому первое, что необходимо сделать взрослым — это контролировать действия ребёнка, не позволяя ему отвлекаться на посторонние вещи и не отвлекаясь при этом самим. Необходимо внимательно слушать рассказ ребёнка и не допускать отвлечения от основной темы разговора.
Успешное развитие ребёнка во многом зависит от последовательности. Его необходимо хвалить для поднятия самооценки, но вместе с тем для обеспечения рабочего процесса необходима и здоровая критика. И ни в коем случае не следует употреблять обидных фраз и упрекать ребёнка в том, что он недостаточно старается. Вместо этого следует мягко указать, что он сделал неверно и показать, как можно исправить.
В детских книгах, журналах и сборниках упражнений можно часто встретить задания «найди 5 отличий между предметами», лишний предмет, слово или букву. Эти задания ориентированы на тренировку внимания, поэтому выполнять их полезно и малышам, и взрослым. Взрослым необходимо соблюдать систему и быть вовлеченным в процесс обучения. Задания на внимательность можно брать в книгах или развивающих играх.
Не менее важным условием для хорошей концентрации внимания и развития памяти является достаточный отдых и полноценный сон. К сожалению, современные дошкольники и школьники страдают от избыточных интеллектуальных перегрузок. Они рано встают, идут в школу, затем на дополнительные занятия в кружки и секции. Остаток вечера ребёнок посвящает выполнению домашнего задания и часто позже засыпает из-за повышенного интереса к электронным устройствам. Это приводит к серьезным проблемам с концентрацией внимания и успеваемостью.
Ребёнок может быть невнимательным и из-за хронических заболеваний или СДВГ. В этом случае семье поможет детский психолог и корректировка программы обучения. При нормальном развитии необходимо ограничить потребление визуальной информации и уделить внимание решению проблем с концентрацией и работоспособностью.
Самой важной составляющей успешного обучения ребёнка должна стать личная вовлеченность родителей. Качество общения и межличностных контактов оказывает положительное воздействие на способность концентрироваться и усваивать информацию, а погруженность в смартфон, наоборот, ухудшает коммуникационные навыки. Задача взрослых — сохранять доброжелательное настроение и системный подход к обучению.