У современных подростков довольно часто появляется желание ничего не делать и закрыться в комнате. Пропадает мотивация не только к учебе или работе по дому, но и к развлечениям и новым знакомствам. Все попытки родителей мотивировать или заинтересовать подростка заканчиваются безрезультатно. «Нехотение» может быть связано с разными причинами, одна из которых — чрезмерная перегруженность подростков школьной программой и дополнительными занятиями.
Особенности развития современных детей и подростков
Во многих семьях, где есть подростки может наблюдаться безрадостная картина — юноша или девушка спит до обеда, а остальное время проводит за компьютерными играми или просмотром видеороликов. Родители бьют тревогу и в особо тяжелых случаях обращаются к специалистам. Отсутствие мотивации может наблюдаться у вполне способных юношей и девушек с высокими академическими показателями и большим количеством дополнительных занятий.
Многие дети и подростки сегодня страдают от чрезмерных нагрузок в школе и большого количества дополнительных занятий. Обучение подростка заканчивается далеко не в школе — как правило, после занятий он посещает несколько кружков или секций. Он всегда «при деле», и свободного времени у него практически нет. Некоторые дети начинают дополнительное образование очень рано — до школы или в возрасте до 1 года.
Высокая занятость с раннего детства, доступ к товарам и услугам приводят к двум не самым позитивным последствиям для развития детей и подростков. Во-первых, постоянные занятия не дают ребёнку сосредоточиться на собственном внутреннем мире и переварить впечатления. Во-вторых, доступность игрушек или технических устройств способствует росту детской избалованности. В итоге к подростковому возрасту у юношей и девушек пропадают мечты и мотивация.
Некоторые родители склонны проявлять излишнюю тревожность и способны опекать детей в течение достаточно длительного времени. Например, они водят их в школу не до третьего класса, а до выпускного. Подросток привыкает к тому, что все делают для него и вместо него, поэтому просто не успевает сформулировать собственные желания и прислушаться к себе.
Причины исчезновения мотивации у подростков
Современное детство существенно отличается от образа жизни школьников 20-30 лет назад. Поколение современных родителей еще помнит самостоятельные игры во дворах, умение разогревать обед и не слишком сильную вовлеченность взрослых в их дела. Сегодняшний мир меняется гораздо быстрее, и в погоне за успешностью детей, родители с самого раннего детства нагружают их различными занятиями и приобретая модные технические новинки.
Родители сегодня часто стараются оградить детей от негативных проявлений жизни. Именно поэтому им важно, чтобы ребёнок всегда был чем-то занят и находился под присмотром взрослых. Эту задачу решают школа, кружки и секции. Если ребёнок не посещает хотя бы один кружок, это встречает непонимание со стороны родительского окружения.
Занятия в кружках и секциях выполняют важную функцию — помогают раскрыть таланты ребёнка. Но не менее важным было бы реальное, а не виртуальное общение со сверстниками или возможность самим придумывать игры. Часто родители предъявляют к своему ребёнку взаимоисключающие требования — быть послушным и удобным, и одновременно с этим проявлять инициативу, быть отличником и при этом иметь большой жизненный опыт.
На консультации у психологов многие юноши и девушки признаются, что ни разу не было с друзьями в кино — только со взрослыми. Другим доставляет неудобство то, что их водят за ручку в школу не в первом, а в девятом классе. Таким образом, гиперопека серьезно вредит возможности подростка прислушиваться к самому себе и иметь собственные желания.
Наиболее распространенные советы родителям, склонных к гиперопеке над сыновьями и дочерьми — предоставить им немного свободного времени, в течение которого подросток сможет переварить впечатления и побыть наедине с самим собой.
Советы родителям: как мотивировать подростка?
Родителей, бабушек и дедушек можно понять — современный мир гораздо опаснее, чем раньше. Но многие забывают, что тревожность может быть результатом просмотра негативных новостей о террористических актах, авиакатастрофах и убийствах, и не иметь ничего общего с реальностью, окружающую конкретную семью. Тревожность взрослых в немалой степени способствует лишению ребёнка важных жизненных навыков.
Советы родителям, которые дают психологи, включают в себя в том числе и возможность «бессмысленного» времяпрепровождения в виде прогулок или просмотра телевизора. Апатия подростка нередко становится результатом невозможность отдыхать после уроков или дополнительных занятий. К тому же взрослые часто намеренно ограждают детей от работы по дому.
Подросток — это уже не малыш и не младший школьник. Это человек, находящийся на этапе взросления и осознания собственного места в мире. Чтобы этот процесс был действительно всесторонним, родителям следует проявлять интерес к истинным желаниям ребёнка, но не в переходном, а в дошкольном возрасте. Стремление все приносить «на блюдечке» и ограждать от всех неприятностей может негативно отразиться на его психике во взрослом возрасте.
Безынициативность, безусловно, огорчает родителей. Взрослым хочется, чтобы их ребёнок был успешным, умел строить отношения с противоположным полом, развивался профессионально и творчески. А для этого важно иметь не только современные игрушки, но и самостоятельно развивать воображение, не только посещать школу и кружки, но и иметь возможность просто ничего не делать хотя бы непродолжительное время, оказывать посильную помощь в повседневных делах. Возможность самостоятельно придумывать игры или общаться с друзьями позитивно влияет на развитие детей и делает их более ответственными. Именно к необходимости предоставить ребёнку чуть-чуть самостоятельности и сводится большинство советов родителям детей, которые «ничего не хотят».