Подростковый возраст привносит в жизнь семьи большие изменения, поскольку маленькие дети переходят во взрослую жизнь. Больше свободы, больше надежд, больше ответственности, а для некоторых и больше работы. С бесчисленными интересами, конкурирующими за время подростка — дружба, учеба, внеклассные занятия — родители могут начать опасаться, что их ребёнок добавит ещё одно обязательство к уже забитому расписанию.
Поиск подработки для подростка может показаться просто ещё одним пунктом проверки своих возможностей, но первая работа на самом деле способна создать возможности для роста и развития, которые невозможно найти в школе. Хотя изучение мира трудовых отношений подходит не каждому подростку и его родным, вот нескольких советов родителям. В том числе мы расскажем, какие тревожные сигналы могут указывать на то, что пора сделать перерыв.
Это больше, чем просто зарплата
Хотя многие тинейджеры с нетерпением ждут возможности получить свою первую зарплату и ощутить свободу, которая приходит с этой долей финансовой независимости, преимущества работы могут выходить далеко за рамки её денежного воплощения.
Томас Акива, доктор философии, утверждает, что «исследования учёных из Университета Миннесоты наглядно демонстрируют многочисленные преимущества трудоустройства для подростков. Умеренная занятость подростков (менее 20 часов в неделю в течение учебного года) связана с рядом преимуществ жизненных навыков, включая повышенное чувство ответственности, уверенность в себе и навыки управления временем, а также улучшенное общение со взрослыми».
Подработка также даёт преимущества для учёбы: повышенная вовлеченность в школьную жизнь, снижение вероятности отчисления. Также увеличивается социальный капитал — то есть подростки могут встретить людей, которые способны расширить их связи в позитивном ключе».
Акива также отмечает, что работа за пределами дома и школы может позволить молодому человеку развить не только специфические профессиональные навыки, но и нечто более нематериальное: уверенность, поскольку вчерашние дети начинают видеть себя продуктивными работниками или членами команды.
Согласно Трудовому кодексу РФ, подростки не имеют права могут работать не более 40 часов в неделю и не проходят испытательный срок.
Линзи Андре, консультант по вопросам психического здоровья, утверждает, что занятость подростков может помочь им пройти этапы развития самоидентификации и роли.
«Большая часть, если не всё, что делают подростки, связана с их становлением, осознанием, кто они и как они действуют (или добиваются успеха) в мире», — говорит Линзи Андре. — «Как мы знаем, работа — это большая часть нашей жизни. Подростковая занятость может быть прекрасной возможностью попробовать себя, потерпеть неудачу и снова попробовать в разных ролях и на разных работах. Она также может быть отличным способом научить подростка рассматривать себя как часть команды или адекватно реагировать на авторитет и иерархию на рабочем месте».
Для моих детей самыми важными уроками, которые они усвоили на своей первой работе, стали те, которые они не смогли бы усвоить в классе. Для многих подростков ответственность перед кем-то, кроме себя, своей семьи или друзей, — это первый опыт, и это может быть довольно крутой кривой обучения. Внезапно оказывается, например, они не смогут пойти на вечеринку или прогулку с друзьями, потому что у них запланирована работа.
Осознание того, что они должны выполнять все обязательства, каким бы заманчивым ни было другое предложение, — одна из самых важных вещей, которые мои дети усвоили в результате подработки в старших классах.
Ещё одна важная возможность для обучения — это работа с разными людьми, особенно с теми, с кем наши дети обычно не взаимодействуют. Мои дети работали с другими детьми, во многом похожими на них самих, но они также работали с людьми постарше, для которых работа была постоянной. Они так много узнали о том, как люди выбирают прожить свою жизнь, — а иногда и о людях, которые чувствуют, что у них нет широкого выбора. Они прониклись таким уважением ко многим людям, с которыми работали.
Не существует альтернативы такому пониманию окружающего мира и важности понимания и уважения других. Это очень важный опыт.
Потенциальные недостатки трудоустройства подростков
Как и во многих решениях, которые мы принимаем в жизни, когда дело касается поиска работы подростками во время учёбы в школе, в этом есть свои плюсы и минусы. И хотя некоторые из этих недостатков являются проблемами, с которыми многие из нас легко справляются, для подростков они могут быть особенно сложными.
Будучи взрослыми, мы знаем о балансе между работой и личной жизнью и стремимся к нему. Это требует многого от любого человека, а тем более от молодого, который развивает чувство собственного достоинства, стремится успешно закончить школу, испытывает трудности в учёбе или общении, справляется с дополнительными обязанностями дома или сталкивается со многими другими возможными проблемами.
В отличие от взрослых, некоторые подростки недостаточно подготовлены к удержанию баланса между работой и личной жизнью. Подростки, которым необходима дополнительная поддержка в эмоциональном, учёбном, социальном плане, должны иметь возможность сосредоточиться на этих областях без давления работы.
Учёные из Университета Пенсильвании доказали: если количество времени, которое подросток тратит на работу, превышает двадцать часов в неделю, может иметь негативные последствия, особенно когда это приводит к тому, что у него не остается времени на учёбу в классе или выполнение домашних заданий.
В конечном итоге родители и подростки должны помнить, что, как и во многих других случаях, когда речь идет о подработке, качество важнее количества. «Не каждый опыт работы одинаков», — делится Акива. — «Важно качество этого опыта и важен руководитель. Если молодой человек проходит производственную практику с незаинтересованным руководителем, это может иметь негативные последствия».
Красные флажки, которые родители не должны игнорировать
Некоторые варианты трудоустройства для подростков могут быть весьма положительными, в то время как другие могут быть связаны с разочарованием и сложными условиями, поэтому следует обращать внимание на тревожные сигналы. За чем стоит следить родителям?
- За изменениями в поведении подростков, их успеваемости, социальной активности и т. Д.
- Жалобы на здоровье: боль в животе, спине, ногах, изжога, участившиеся респираторные инфекции.
- За такими проявлениями, как перепады настроения (например, подросток начал проявлять повышенную раздражительность и/или тревожность) или другие чрезмерные реакции на стресс.
- Снижение внимания к учёбе, друзьям или домашним обязанностям также могут указывать на дисбаланс, особенно если вы замечаете, что ребёнок отстраняется, срывается или проявляет меньший интерес к школьным мероприятиям.
- Ещё одним тревожным сигналом, на который следует обратить внимание, является участие в «проблемном поведении», таком как курение, употребление алкоголя или наркотиков.
Все эти формы поведения указывают на потребность в помощи и, возможно, на необходимость пересмотреть приоритеты подростка. Он может не осознавать дисбаланс, но родители могут его заметить – со стороны виднее.
Учёные из ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России провели исследование занятости старшеклассников и студентов профессиональных колледжей 14-18 лет в 5 регионах РФ. Результаты показывают, что среди юношей подрабатывают 62%, а среди девушек 37%, и работа часто нелегальная, что ведёт к нарушениям трудового законодательства и условий труда, особенно если работает юноша.
Кроме того, в у работающих постоянно подростков наблюдается более высокая распространённость поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя, наркотиков, недостаток сна и др.) и проблем со здоровьем.
У девушек высокая распространённость хронических заболеваний и жалоб на расстройства пищеварения. У юношей чаще развиваются ОРВИ, изжога и боль в спине.
Как родители могут помочь?
Существует множество способов, с помощью которых вы как родитель можете помочь подростку не испытывать слишком большой нагрузки из-за работы или связанного с ней стресса. Даже банально внимательно выслушивать то, чем делится подросток, и поддерживать с ним связь на протяжении всего периода работы, уже принесёт ему облегчение. Что ещё можно делать?
- Разговаривать с детьми и слушать, когда они делятся — даже о более обыденных деталях, например, кто с кем встречается на работе или о том, как стало холодно в помещении. Будьте курсе того, кто работает вместе с ребёнком и что меняется на рабочем месте. Узнавайте про новых друзей с работы.
- Родители также могут играть более активную роль, помогая решать проблемы на рабочем месте, что особенно полезно для подростков, которые ещё только развивают навыки межличностного общения. «Помогите им научиться разговаривать со своим руководителем, когда возникает проблема», — предлагает Мария Куликан, отмечая, что она сама обнаружила, что «репетиция» разговоров с подростками стала для них ценным упражнением, поскольку они сами выстраивали свой рабочий процесс.
- Научите подростка основам профессионального поведения, например, как писать электронное письмо начальнику или коллеге и как начинать сложные разговоры: эксперты отмечают, что именно в таких ситуациях подростки часто испытывают затруднения, в том числе те, кто идёт работать после окончания школы и даже позже.
К каким вопросам взрослой жизни ещё стоит подготовить ребёнка, читайте в статье «5 навыков, которые нужны подросткам, и как их этому научить».
Использованы фотоматериалы Unsplash