В каких вопросах детям нужен психолог? Помощь специалиста может быть нужна, когда родители нуждаются в консультации, долгосрочной терапии семьи или в ней нуждается ребёнок. Также к психологу обращаются не только, когда наблюдаются серьезные нарушения эмоциональной сферы детей, но также в профилактических, предупредительных мерах или в случае плановой комиссии — например, перед поступлением в школу или детский сад.
Часто родители затрудняются объяснить, как именно будет проходить встреча со специалистом, особенно, если проблема, с которой нужно работать, уже является явной. Чаще всего сомнения и замешательство взрослых обусловлено личной повышенной тревожностью — они сами переживают, как пройдет первое знакомство с психологом, и что будет представлять основная терапевтическая работа. Особенно сложно бывает говорить об этом в тех случаях, когда психологические нарушения детей видны только родителям, а дети думают, что с ними все в порядке — это разные проявления невроза, подергивания частей тела, тики, нарушения сна и аппетита, поведенческие нарушения, такие, как агрессивность, замкнутость и другие.
Если ребёнок болен неврологическим заболеванием, ему также могут рекомендовать психологическое сопровождение. Как в таком случае, когда он устал от врачей, уколов и лекарств, вести его к новому специалисту — психологу? Что говорить, чтобы правильно его настроить, и он не тревожился и не боялся этой встречи? Снять тревогу детей можно, если сами родители будут чувствовать себя спокойно. Для этого они должны быть хотя бы приблизительно в курсе того, как работает детский психолог.
Плановое посещение детьми психолога
Обычно, такая необходимость возникает, когда ребёнок проходит медицинскую комиссию — она может быть нужна перед поступлением в детский сад или школу. Что ни в коем случае не должны делать родители, так это пугать детей психологом. Если ребёнок замкнутый и неактивный или наоборот, слишком активный и непослушный, специалист увидит эти его проявления с помощью психологического инструментария. Не стоит готовить детей к тому, что: «если не будешь отвечать правильно на вопросы (молчать, баловаться и так далее), тебя положат в больницу (сделают укол, не возьмут в детский сад)». Такой подход спровоцирует повышенную тревожность и ребёнок, оказавшись лицом к лицу со специалистом, может от страха забыть все, что знал — от цвета своей футболки до собственной фамилии. Соответственно, результаты психологической работы будут неэффективными, или покажут низкий результат.
Если предстоит посетить психолога с этой целью, то стоит сказать, что на приеме нужно вести себя спокойно и просто отвечать на вопросы психолога. Можно добавить, что у этого специалиста много интересных картинок и игр, в которые можно будет поиграть. Такой подход поможет снизить напряжение и даже ждать приема с удовольствием.
Дети, готовность к школе и психолог
Тестирование на психологическую готовность к школе проходят ребята, поступающие в первый класс. Оно нужно для того, чтобы установить уровень интеллектуального развития, адаптации и мотивации семилетнего ребёнка и дать рекомендации родителям и учителям для успешного обучения будущего школьника.
Иногда тестирование проходят в школе всей группой, тогда необходимость говорить о нем детям отпадает — это сделают учителя и сам психолог. В случае если родители приводят ребёнка с этой целью к психологу индивидуально, то они также могут затрудняться в объяснении посещения.
Не пугайте ребёнка тем, что если он будет некрасиво писать и неправильно читать, то его поругают, поставят двойку, не примут в школу. Психолог, во время тестирования не проверяет почерк ребёнка и скорость его чтения. Для него важными являются следующие факторы: рабочий темп, уровень развития познавательных процессов, мышления, речи, развитие моторики руки, наличие эмоциональной готовности идти в первый класс и отсутствие тревожности по этому поводу. Все задания, которые дает психолог, адаптированы к возрасту, многие имеют игровую форму, наглядный материал в виде красочных картинок, поэтому вызывают интерес и желание работать.
Можно добавить, что психолог проверит, как готов ребёнок к школе — что он знает о своей семье, животном мире, мире растений, умеет ли чертить, рисовать и так далее. Такие задания дошкольники, не имеющие нарушений, выполняют без затруднений, поэтому не будут тревожиться перед посещением специалиста.
Когда ребёнок с психологической травмой
Если дети пережили психологическую травму и нуждаются в срочной квалифицированной помощи, то, как говорить с ними о посещении психолога, зависит от возраста ребёнка и понимания им проблемы. Если ребёнок мал — от раннего до школьного возраста, то можно сказать ему о том, что сегодня вы пойдете в специальный детский кабинет, где много интересных игрушек, он будет рисовать и познакомится с очень доброй тетей или дядей.
С детьми, которые понимают, что нуждаются в помощи — младший школьный возраст и более — можно поделиться своей тревогой по поводу их здоровья и состояния. Скажите о том, что посещение детского психолога является нормальным. Он помогает людям решать проблемы невидимого характера. Приведите примеры: когда болит живот или горло, люди идут к врачу, который отвечает за здоровье именно этих органов. В случае, когда болит душа — это может проявляться как стресс от потери близкого человека, подавленность, снижение аппетита и сна, нарушения в общении и так далее — люди обращаются к психологу. Это не значит, болезнь является психической, это значит, что душе нужна помощь. Дети идут к психологу без тревоги, когда знают правду о том, что они нуждаются в поддержке.
Когда родители не понимают, что с ребёнком
Бывает так, что травм и стрессов ребёнок не переживал, а психологические нарушения на лицо — изменение поведения, странные или пагубные привычки, частая смена настроения, подавленность, отказ от общения, пищи, сна, попытки ухода из дома или суицида, резкое снижение успеваемости и посещаемости школы, аутоагрессия и многое другое. В таком случае, важно решиться на откровенный разговор и прямо сказать ребёнку о том, что вы встревожены его состоянием и считаете, что он нуждается в помощи специалиста. Не давите и не заставляйте, старайтесь построить разговор так, чтобы ребёнок понял разницу между собой в прошлом, когда было все в порядке, и настоящем, и ощутил угрозу своему здоровью или даже жизни. Говорите о своих чувствах страха и тревоги и подведите к тому, что он должен относиться к себе бережно и с любовью — ведь он, по сути, главный человек в своей жизни и самая надежная поддержка. Покажите интересные ролики, как работают психологи с детьми, устройте индивидуальную встречу, а позже запишите ребёнка в игровую терапевтическую группу — это вызовет намного больший интерес и окажется не менее полезным.