В мире разрастается странная тенденция, затрагивающая молодых людей и подростков: ничего не хотеть и ничего не делать. Не ставить перед собой целей, не учиться, не работать, не уметь, не знать, не общаться, не любить, не…, не…, не… Сплошное «Не».
Что это за поветрие такое? MedAboutMe предлагает исследовать проблему вместе.
Болезнь нашего века: социальная инвалидность
Not in Education, Employment, or Training. Именно так появилась аббревиатура NEET, впервые примененная в Великобритании. Термин распространился по миру вслед за явлением, которое он описывает. В Японии иногда используют еще один термин: «хикикомори», «хикки», производное от японского слова, обозначающего пребывание в уединении.
Вот только прежде уединение означало какую-то работу над собой, медитацию, размышления. Современные хикки уединяются, чтобы мир от них отстал и не мешал ничего не делать.
В испаноязычных странах больше в ходу обозначение Ni-ni, что, в общем-то, означает тоже самое: никчемность как образ жизни.
Существование «ни-ни» сводится к удовлетворению простых и непритязательных физиологических потребностей. За счет окружающих, чаще всего, потому что делать «ни-ни» ничего не умеют и не хотят уметь. Они не учатся и не работают, в лучшем случае — перебиваются случайными заработками. Они не хотят самостоятельности и не уходят от родителей ради создания собственной семьи. У них нет целей. Многие избегают общения, добровольно изолируя себя от общества и социальных контактов в собственной комнате.
Некоторые японские хикки самым натуральным образом самоизолируются до такой степени, что не общаются даже с родителями, и те просто оставляют им еду под запертой дверью комнаты.
У NEET-людей крайне не развиты навыки социального взаимодействия. Они не принимают реальность и реальность отторгает их. Социальная инвалидность как она есть.
Быть может, стоит просто оставить их в покое, раз все равно они ни к чему не приспособлены и приспосабливаться не хотят?
Увы, это явление становится слишком значимым для того, чтобы просто закрывать на него глаза и надеяться, что само как-нибудь пройдет. Но эта болезнь не проходит. Наоборот, только ширится и разрастается. И уже начинает оказывать на остальное общество негативное воздействие.
Эпидемия NEET: статистика
- На Земле живет около 1,5 млрд людей в возрасте от 15 до 25 лет. Треть из них не получали образования и нигде не работают.
- В Старом Свете, в странах Евросоюза, уровень молодежной безработицы растет, и в среднем составляет 14-15%. Но эта цифра — как «средняя температура по больнице». В некоторых европейских странах молодежная безработица достигла уровня 35% (Армения и Грузия), довольно высок ее уровень в Греции, Румынии, Болгарии и других странах.
- В испаноязычных странах и в самой Испании «Ни-ни» тоже становятся проблемой. Статистика подтверждает: именно generacion Ni-Ni чаще всего пополняет армию наркоторговцев и криминальных структур из-за отсутствия сформированных нравственных ориентиров и неприятия социальных норм.
- В большой и благополучной Канаде NEET около миллиона. И половина из них не заинтересована ни в получении образования, ни в поиске работы. Им хватает социальных пособий. Мотивации к развитию нет.
Что это означает?
Нет мотивации, нет социальных связей, нет будущего
Что сотни миллионов людей в самом дееспособном возрасте вместо того, чтобы вносить свой вклад в развитие общества, становятся балластом. От того, что молодые люди не работают, экономика несет огромные потери — миллиарды евро ежедневно. В том числе и потому, что неработающие молодые люди получают социальные пособия и выплаты, ничего не отдавая обществу взамен.
Они не имеют никаких навыков и никакого ценного опыта, и не собираются его приобретать. Даже если NEET придется работать, они не смогут выполнять никакой работы, кроме низкоквалифицированной и малооплачиваемой. По статистике, большинство людей-NEET — выходцы из малообеспеченных, маргинальных слоев общества. И именно они легко попадают в криминальные структуры: отсутствие социальной адаптации, пренебрежение общественными нормами и законами лишают молодых людей возможности сформировать элементарные нравственные понятия.
У NEET нет рамок, нет нравственных ограничений, нет моральных запретов. Им не знаком альтруизм и уважение к другим людям, к результатам их труда, к их чувствам и ценностям. Людям-NEET нечего терять: у них ничего нет. Ни отношений, ни любви, ни дружбы, ни ценностей, ни репутации, ни даже хотя бы мечты, не говоря уж о цели.
Вам еще не стало страшно?
А., 19 лет, относит себя к NEET
Да, я не хочу учиться, мне не интересно. И работать, как мои родители, тоже не хочу. Не вижу в этом смысла. Они всю жизнь пахали, учились, и что? Я не видел, чтобы они были счастливы. Что они видели в жизни, кроме работы? Даже не высыпались как следует. Это не то, чего я хочу.
А что я хочу? Чтобы меня оставили в покое. Я не прошу крутых шмоток или какой-то особенной еды, мне хватает малого. Неужели просто нельзя дать мне это, и отстать?
Отец А., владелец небольшого бизнеса
Я не знаю, что нам делать. У нас нет никаких рычагов воздействия на А. Ему на все наплевать, он не дорожит никем и ничем. Ему ничего не интересно, даже компьютер — игры, соцсети там какие-нибудь. Он живет как кабачок на грядке — только спать сутками или лежать, глядя в потолок. Ест что дадим, носить может все что угодно. Не будет одежды — завернется в одеяло и пойдет босиком. Или вообще вставать перестанет… Мы ему чужие. Уверен: умрем мы с матерью, он и головы не повернет. Вообще заметит наше отсутствие только по тому, что кормить перестали.
Это все началось лет в 14, когда мы стали спрашивать, куда он собирается пойти учиться. А. сначала отмалчивался, потом сказал, что не хочет учиться. Ладно, мы не гордые, людей рабочих специальностей тоже уважаем. Не хочешь учиться — бог с тобой, работай. Так нет, работать он тоже не хочет. «Не умею» — и все.
Пробовали перестать кормить, так он пошел милостыню просить. За день собрал сколько-то, накупил бомж-пакетов и заперся на неделю у себя в комнате, только в туалет выходил. Теперь опять кормим, чтобы хоть не позорил нас, сидя у метро с протянутой рукой.
Еще немного о проблеме NEET
На Западе одной из причин возникновения и распространения эпидемии NEET считают развитую систему социальных пособий и выплат. Молодые просто утрачивают мотивацию к самостоятельному зарабатыванию средств для удовлетворения своих потребностей.
В Японии социологи подразделяют своих NEET на две большие категории: те, кто даже не планирует искать работу, и те, кто работает хотя бы периодически или находится в поиске (даже вынужденном).
Японские специалисты считают, что все NEET делятся на 4 основных типа:
- Разочарованные, которые ранее работали, но получили негативный опыт и отказались от поиска другого рабочего места, чтобы ситуация не повторялась.
- Неуверенные: у них недостает мотивации и уверенности в себе, зато полным-полно комплексов. Они ищут работу так, чтобы она никогда не нашлась.
- Замкнутые (к ним относятся и японские хикки). Эти просто не хотят и не могут вступать в какие-либо социальные взаимодействия, кроме минимально необходимых.
- Антисоциальные, все желания которых сводятся к тому, чтобы оставили их в покое. Они не желают быть частью социума, подчиняться его правилам, брать на себя какую бы то ни было ответственность — даже за собственную жизнь.
Явление хикикомори стало в Стране Восходящего солнца настолько распространенным, что правительство всерьез обеспокоено. Принята программа, задача которой — сформировать в обществе негативное отношение к NEET с одной стороны, и подготовку подростков к активной жизни в социуме — с другой. В японских школах даже ввели специальные уроки, на которых ученики учатся планировать свою жизнь после око
А., 19 лет, относит себя к NEET
Да, я не хочу учиться, мне не интересно. И работать, как мои родители, тоже не хочу. Не вижу в этом смысла. Они всю жизнь пахали, учились, и что? Я не видел, чтобы они были счастливы. Что они видели в жизни, кроме работы? Даже не высыпались как следует. Это не то, чего я хочу.
А что я хочу? Чтобы меня оставили в покое. Я не прошу крутых шмоток или какой-то особенной еды, мне хватает малого. Неужели просто нельзя дать мне это, и отстать?
Отец А., владелец небольшого бизнеса
Я не знаю, что нам делать. У нас нет никаких рычагов воздействия на А. Ему на все наплевать, он не дорожит никем и ничем. Ему ничего не интересно, даже компьютер — игры, соцсети там какие-нибудь. Он живет как кабачок на грядке — только спать сутками или лежать, глядя в потолок. Ест что дадим, носить может все что угодно. Не будет одежды — завернется в одеяло и пойдет босиком. Или вообще вставать перестанет… Мы ему чужие. Уверен: умрем мы с матерью, он и головы не повернет. Вообще заметит наше отсутствие только по тому, что кормить перестали.
Это все началось лет в 14, когда мы стали спрашивать, куда он собирается пойти учиться. А. сначала отмалчивался, потом сказал, что не хочет учиться. Ладно, мы не гордые, людей рабочих специальностей тоже уважаем. Не хочешь учиться — бог с тобой, работай. Так нет, работать он тоже не хочет. «Не умею» — и все.
Пробовали перестать кормить, так он пошел милостыню просить. За день собрал сколько-то, накупил бомж-пакетов и заперся на неделю у себя в комнате, только в туалет выходил. Теперь опять кормим, чтобы хоть не позорил нас, сидя у метро с протянутой рукой.
Довольно расплывчатыми являются и возрастные рамки: одни исследователи учитывают только категорию молодежи от 15 до 20 лет, другие поднимают верхнюю границу до 35, а в Японии и до 40 лет.
Не учитывается в статистических выкладках и та молодежь, которая вовлечена в теневые схемы или работает полулегально.
Рассматривая проблему настолько «в общем», мы никогда не сможем найти ее первопричину и устранить ее. А сделать это необходимо.