Юность — пора любви. Так привыкли думать те, кому за 40, 50, 60. Среди тех, кому еще только «за 30» мнение уже немного другое. У двадцатилетних слово «любовь» вообще не слишком в ходу: вместо него молодые предпочитают нейтральное и рациональное «отношения». А среди тинейджеров постепенно распространяется еще одна тенденция: и отношения не особенно интересуют. Включая самые интимные. Асексуальность входит в моду, и никакие гормоны с этим не справляются.
Что происходит в социуме? Почему юным стала не нужна любовь, близость, семья, в конце концов? MedAboutMe попробует найти ответы.
Изменение социальных моделей поведения у подростков и в обществе
Совсем не так давно (по историческим меркам) человек мог выжить в суровом мире только вместе с другими людьми, будучи частью группы, племени, общины. До сих пор в некоторых африканских племенах изгнание из общины воспринимается как высшая мера наказания, а изгнанный утрачивает имя и больше не считается живым для соплеменников.
В более развитом западном мире все совершенно иначе: здесь упор делается как раз на личность, а не на коллектив. Самыми яркими примерами разных моделей построения общества можно считать США и Японию. В США индивидуализм культивируется буквально с пеленок. Интересы личности превыше всего.
Точно так же, с раннего детства, японские дети учатся тому, что группа, семья, коллектив, общество — самое важное. Интересы личности всегда отходят на второй план, подчиняются интересам коллектива или семьи.
По наблюдениям социологов, в обществе индивидуалистов уровень благосостояния людей, как правило, более высок, чем в социуме, построенном на принципах коллективизма. Индивидуалисты продвигают идеи демократии (иногда не особенно считаясь с окружающими), в обществе коллективистов лучше уживаются иерархические системы.
Но, с другой стороны, индивидуалисты гораздо менее склонны создавать семью, рожать детей, они даже дружить толком не все умеют. Но зато умеют наслаждаться жизнью, и им для этого не нужен никто. Их сердце спокойно, свободно от привязанностей и всяких нерациональных эмоций. Они берегут и укрепляют свои личные границы. Иногда так тщательно, что даже такой естественный процесс, как половой контакт, индивидуалисты могут воспринимать как нарушение границы и вторжение постороннего в глубины личного и интимного. Как на эмоциональном уровне, так и на физическом. Тесный телесный контакт кажется им неприемлемым и даже отвратительным. Это, видимо, они придумали фразу — «Как? Вот этой штукой в живого человека тыкать?!»
Традиционный коллективизм живет иначе. В той же Японии, например, люди ощущают себя полноценными, состоявшимися, только если принадлежат к какой-либо группе: к семейному клану, к коллективу компании. Интересы группы всегда выше интересов отдельных людей, ее составляющих.
Рассудочный индивидуализм западного человека разобщает людей и отдаляет человека от природы. Это чуждо японцам. Личность «по-японски» видит себя не обособленной единицей, а составной частью неделимого, целостного мира, который не надо преодолевать или побеждать. Японец не противостоит ни природе, ни обществу, он стремится к единству, в котором обретает уверенность и силу. Западное «Я» понимается как «индивидуум», тогда как японское «дзибун» означает «моя доля», «моя часть».
Благополучие социума — на первом месте. Для коллективистов это нормально. Так было и в СССР — «Прежде думай о Родине, а потом о себе». И в дореволюционной России общество было общинным, коллективистским. Человек «без роду, без племени» воспринимался как нечто неправильное, подозрительное и даже предосудительное.
И потому, наверное, нам так странно сейчас видеть нарастание тенденции рационального индивидуализма. В чем же причина того, что подросткам становятся неинтересны не только долговременные прочные отношения, но даже кратковременные контакты на телесном уровне?
Отношения вместо любви и отказ от близости
Можно долго спорить о главных причинах изменения моделей поведения, и ни к чему не прийти. Но некоторые общие моменты все-таки можно отметить.
Поворот к индивидуализму произошел в России тогда, когда был разрушен СССР — государство с высшей степенью коллективизма. На смену коммунистическим идеям пришли идеи буржуазные, возносящие на пьедестал совсем другие ценности: личный комфорт, личное благосостояние, личные интересы. Изменилась сама система воспитания, став гораздо более детоцентричной.
Из детей, вокруг которых с самого рождения носились окружающие взрослые, потакающие любому желанию ребёнка, удовлетворяющие все его капризы, просто не может вырасти ничего другого, кроме индивидуалистов высшей пробы.
Мнение подростков и молодых людей: современные модели поведения
Мне так смешно, когда люди говорят о том, что женщине непременно нужна семья и дети. Зачем? Ну зачем они мне? Чтобы всю жизнь отказываться от собственных интересов во имя других, как это делала моя мать? Чтобы уделять себе время по остаточному принципу? Да зачем мне это может быть надо?
Я была единственным ребёнком в семье, и очень этому рада. Потому что даже так мне постоянно не хватало чего-то. Вечно приходилось выпрашивать, добиваться самых простых вещей для себя — новой куртки, босоножек, отдыха на море в приличном месте. А если бы нас было двое или больше?
Да, я видела, что родители экономят на себе, чтобы дать мне то, что я хочу. Ну так это их обязанность. Меня не спрашивали, хочу ли я родиться в семье учительницы и водителя. Если родили — извольте обеспечить нормальное существование.
Поэтому я и не собираюсь заводить детей в обозримом будущем. Я не готова и не хочу ограничивать себя, терпеть какие-либо лишения и неудобства ради ребёнка. Считаю, это более рациональный и более честный подход, чем «дал бог зайку, даст и лужайку».
Когда стремление к личному благосостоянию и комфорту (в котором нет совершенно ничего плохого) становится главным в жизни, управление берет на себя рациональный Разум, совершенно оттеснив нерациональные эмоции, толкающие человека на безрассудные поступки. Любовь, требующая самоотдачи и стремящаяся «срастись в земле, сплестись ветвями», в такую модель жизни не вписывается. Ей на смену приходят «отношения» — желательно, без обязательств. Непродолжительные, неглубокие, не требующие усилий и не предполагающие ущемления собственных интересов.
Потом и они становятся ненужными и нежелательными. И даже основной инстинкт отступает, ведь половой контакт — это такое ужасное нарушение личных границ! И вообще, энергетически затратное времяпрепровождение, сопровождающееся нелепыми и неэстетичными телодвижениями. Зачем?
Зачем тратить время на другого, когда можно посвятить его себе?
Вот так и появляются молодые люди, не нуждающиеся ни в ком, кроме обслуживающего персонала. Асексуалы, индивидуалисты. Способные и целеустремленные. Рациональные и точно знающие, что им нужно. Превыше всего ставящие самих себя и не желающие связывать себя ничем и ни с кем.
Я не люблю людей. Не понимаю так называемых «семейных ценностей». Как можно хотеть жить кучей, дети, родители, бабушки с дедушками? Постоянный шум, влезание в мое личное пространство, и непонимание того, что мне всего этого не нужно.
Я не люблю прикосновений, ненавижу, когда ко мне лезут с обнимашками и поцелуйчиками. Терпеть не могу «семейные обеды» — ну что хорошего в том, чтобы всем одновременно тесниться за столом и вместе чавкать? Ненавижу семейные праздники, выезды на природу с родственниками, все, что родители называют идиотским словом «родниться».
У меня нет потребности даже в друзьях. Тем более — в отношениях с девочками. Я от них устаю и потом всегда жаль нерационально потраченного времени. Никакого интима мне тоже не хочется. Фильмы «для взрослых» вызывают не возбуждение, а брезгливость.
Не вижу смысла заводить семью. Ни с какой точки зрения. По-моему, одному жить комфортнее и проще. Да и дешевле. Мне предстоит помогать родителям, перед которыми я чувствую себя в долгу, зачем мне взваливать на себя еще какую-то постороннюю женщину? Детей я тоже не хочу. Пусть размножаются те, у кого есть в этом потребность. По-моему, это правильно.
Я единственный ребёнок в семье. Меня всегда баловали и любил[cite src="/upload/medialibrary/7d6/anonim.jpg" name="Ольга П, 22 года"]
Мне так смешно, когда люди говорят о том, что женщине непременно нужна семья и дети. Зачем? Ну зачем они мне? Чтобы всю жизнь отказываться от собственных интересов во имя других, как это делала моя мать? Чтобы уделять себе время по остаточному принципу? Да зачем мне это может быть надо?
Я была единственным ребёнком в семье, и очень этому рада. Потому что даже так мне постоянно не хватало чего-то. Вечно приходилось выпрашивать, добиваться самых простых вещей для себя — новой куртки, босоножек, отдыха на море в приличном месте. А если бы нас было двое или больше?
Да, я видела, что родители экономят на себе, чтобы дать мне то, что я хочу. Ну так это их обязанность. Меня не спрашивали, хочу ли я родиться в семье учительницы и водителя. Если родили — извольте обеспечить нормальное существование.
Поэтому я и не собираюсь заводить детей в обозримом будущем. Я не готова и не хочу ограничивать себя, терпеть какие-либо лишения и неудобства ради ребёнка. Считаю, это более рациональный и более честный подход, чем «дал бог зайку, даст и лужайку».
Мы проводили множество опросов среди тинейджеров, чтобы выяснить причины отказа от интимных отношений.
Ответы были разными. Но среди основных причин не заниматься любовью на первом месте оказалось следующее мнение: «Я говорю «Нет», потому что могу это сделать, и горжусь этим». На втором месте стоит неготовность к интимным контактам. Называют в числе причин и отсутствие интереса к физической близости (при готовности дружить, обмениваться мнениями, заниматься общими делами), и стеснительность, и неумение строить отношения. А вот боязнь общественного или родственного порицания практически не имеет никакого значения. Страх незапланированной беременности, боязнь заразиться ВИЧ или половыми инфекциями занимают средние позиции.
Многие намерены не вступать в отношения, пока не выстроят карьеру, пока не достигнут определенного уровня благосостояния. Этот сугубо рациональный подход может привести в скором времени к заметному снижению уровня рождаемости. Но подростков, воспитанных в духе индивидуализма, это не беспокоит. Они не готовы отказаться от своих интересов ради интересов социума. «Увеличивайте, пожалуйста, рождаемость не за счет моего тела» — сказала мне однажды одна милая девушка 16 лет. С какой-то стороны она права. Но будущее человечества начинает вызывать опасения.